Произношение подударного «и» или «ы»

Урок 9: Произношение подударного «и» или «ы»

В отличие от чешского языка в русском языке отличается произношение подударного «и» и  «ы», это две разные фонемы.

Фонема [и] возможна только в начале слова или после мягких согласных, она произносится с высоким подъёмом среднепередней части
языка без губной артикуляции с наименьшим у русских гласных раствором ротовой полости.

Более трудно произносить [и] перед твёрдыми согласными, чем перед мягкими.

Запомните! После «к», «г», «х», «ж», «ш», «ч» и «щ» в русском языке всегда пишется «и»: книги, машина, хитрый, кино, живот,
лыжи, женщина, чистый;…

Упражнение 9.1

Произносите мягко

[б’и] — бил , бинт, били, бить

[в’и] — вил, винт, зови, лови, вить, винтик

[г’и] — гимн, мозги, враги, гиря, снегирь

[д’и] — диск, гордиться, иди, клади, гордись, кладите

[з’и] — зимний, корзина, магазин, вози, возить,

[к’и] — кит, носки, платки, очки

[л’и] — лифт, лист, лица, милиция, вели, лить

[м’и] — мир, миф, сними, Митя

[н’и] — с ним, сниться, нитки, они, нить, приснись

[п’и] — пик, пир, писк, напиток, спи, пилит

[р’и] — Рим, риск, Ирина, кури, сорить, курить, борись

[с’и] — сила, носи, проси, синий, просить, носить

[т’и] — тип, тихо, артист, прости, лети, простить, тихий

[ф’и] — фин, графин, София

[х’и] — хитрый, стихи, плохие, стихия

[ч’и] — чисто, чист, мальчишка, ключи, лучи, учить, включить

[ш:’и] — щит, защита, плащи, ищи, тащить

Фонема [ы] произносится с высоким подъёмом средней части языка, с отсутствием губной артикуляции, при среднем растворе ротовой
полости, кончик языка может занимать два положения: может быть приподнят и опущен. Перед мягкими согласными появляется «и»
— образный звук: мыть [мыит’]

Упражнение 9.2

Читайте твёрдо

[бы] — быт, был, бык, быстро, быть, быль

[вы] — вызова, головы, халвы, кавычки

[ды] — дым, дырка, плоды, сады, у воды, дыня

[лы] — плыл, полы, похвалы, у скалы, плыть, слыть

[мы] — мыло, камыш, мыть, мышь

[ны] — сны, слоны, ныть

[пы] — пыль, снопы, копыто

[ры] — рыл, Крым, рыба, крыша, ковры, шары, рыть, крыть

[ты] — тыл, штык, посты, мосты, костыль

[фы] — шкафы, цофы, штрáфы

[цы] — цирк, цифры, борцы, концы, циник

[зы] — тазы, азы, разы

[жы] — жир, нажим, жизнь, ножи, скажи

[шы] — шил, зашит, машина, шило, шишка

[сы] — сын, сыр, косы 

Упражнение 9.

3

Слушайте, повторяйте противопоставление [и] и [ы]

бить – быт, бил – быль, трубы – труби

виза – вызов, вить- выть, высох – висóк

Дима – дым, сади – сады,  рáди – рáды

коли – колы,  лысый – лисий

мил – мыл, мило – мыло, Митя – мыть

усни – сны, нить – ныть

пили – пыли, питáться – пытáться

пари – пары, Рита – корыто, риса – крыса

носи – носы, коси – косы

кати – коты, прости – простые

София – софы, вéрфи – áрфы

Упражнение 9.

4

Слушайте, напишите как диктант.

Был – бил, пил – пыль, дым – Дима, Рита – рыба, вид – выть, мыло – милый, рис – крыса, шить – шина, цирк – цифра, книги – гири, жизнь – живóт, лысый – лисá, лыжи – липа

Литература

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык,
2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. ]:

  • 1 – заударные «я» и «е» — 2 степень редукции = [ṷь]:

  • Упражнения

    Упражнение 8.1

    Слушайте, читайте, напишите в транскрипции

    Скамья, семья, вьюга, шьёт, плáтье, варéнье, печéнье, корéнья, обезьяна, воскресéнье, съёмка, объéкт, бурьян, Демьян, статью, залью, копéйка, моя, маяк, поёт, язык, Ярослáв, Яна, Еврóпа, европéйские, Éва, синее, домáшнее, шкóльная, объединéние, объятие, бульóн, хлóпья, сéльдью, поéдем, барáнья, телячья, рóжью, ружьё, дерéвья, óсенью.

    Ключ

    Упражнение 8.2

    Слушайте, читайте, напишите как диктант

    солью – солю, полью – полю, лёд – льёт, судá – судья, Сёмка – съёмка, зал – взял, дымя – Демьян, пот – Пётр – пьёт, семян – семья, сесть – съесть, пойдём – подъём.

    Упражнение 8.3

    Выучите стишки

    Литература

    Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

    Теоретическая часть

    [1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

    [2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

    Практическая часть

    [1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык,
    2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

    [2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

    [3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

    Как произносится Y, y по-английски

    Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

    Соединенное Королевство

    / ваɪ /

    Как произносится Y, y существительное на британском английском

    Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

    нас

    / ваɪ /

    Как произносится Y, y существительное на американском английском

    Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

    Соединенное Королевство

    /-я/

    Как произнести -y суффикс в британском английском

    Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

    нас

    /-я/

    Как произносится -y суффикс в американском английском


    Каково определение Y, y ?