Эти странные путешественники: шотландские цыгане и цыганские ирландцы

Мы говорим в первую очередь о «пэйви», которых часто ошибочно называют ирландскими цыганами вследствие их кочевого образа жизни, очень напоминающего традиции цыганских таборов, гораздо более привычных для Европы. Вопросом о том, кем являются пэйви, долгое время мучил многих исследователей. Основных гипотез об их происхождении было четыре: достаточно сильно ассимилировавшиеся цыгане; потомки викингов, осевшие в Ирландии после своего номадического нашествия на остров; ирландский субэтнос и потомки доирландского населения Ирландии, о котором известно только то, что оно существовало, так как его язык предположительно послужил субстратом ирландского. По данным различных исследований, версию о цыганском происхождении пэйви можно достаточно смело отмести, так как в средневековых литературных памятниках упоминания о «странниках» на несколько столетий предшествуют появлению на острове цыган.

Между собой эти таинственные люди разговаривают на языке шелта (также именуемом в народе gammon и cant, хотя последнее не совсем точно), чей синтаксис и лексика повторяют структуру ирландского и шотландского (в различных пропорциях — в зависимости от региона), однако в последнее время в нем наблюдается все больше английских заимствований. Для шелта характерен феномен перестановки слогов для усложнения понимания смысла сказанного «внешними» (gorgie). То же самое наблюдается, например, во французском арго.

Естественно, отличающиеся от общепринятых привычки, обряды и даже надгробные памятники, своеобразная набожность, собственный кодекс чести, непонятный окружающим язык, а также опасливо-снисходительное отношение ко всем «внешним», не добавляют этой группе симпатий со стороны большинства жителей Ирландии, Великобритании, Австралии и США, хотя в последних двух, в силу размеров стран и пестроты пришлого населения, они испытывают меньший дискомфорт.

Ранее, когда рынок труда был менее монополизированным и испытывал нужду в умельцах-лудильщиках, жестянщиках, коннозаводчиках и продавцах выносливых пород охотничьих собак, у «странников» было свое место в обществе, а спрос на их услуги был достаточно высок, куда бы они ни приезжали. Но в настоящее время они все чаще воспринимаются как нежелательные соседи, подозрительные личности с криминальной репутацией, народец без роду и племени. Постоянные переезды и, как следствие, — неграмотность и серьезные проблемы со здоровьем также не делают общение с ними привлекательным в глазах большей части общества.

И в кино, как и в литературе (преимущественно ирландской) их образы неоднократно появлялись. Именно со странниками знакомится девушка Кэти из прогремевшей в 1966-м году на все Соединенное Королевство социальной драмы Кена Лоуча «Кэти, вернись домой» (Cathy Come Home). Виенн из экранизации «Шоколада» (Chocolat; 2000) режиссера Лассе Халльстрема действует также вопреки мнению окружающих и знакомится с Ру (Джонни Депп). Если принять во внимание, что автор книги — британская писательница Джоанн Харрис, то становится понятней, о какого рода «цыганах» могла идти речь.

Показанный на Фестивале ирландского кино короткометражный фильм Джеймса Доерти «Дыши» (Breathe) рассказывает о реалиях все тех же пэйви, живущих на природе, но в то же время — на всякий случай — не так далеко от благ цивилизации. В данной работе речь идет о семейном конфликте и поиске идентичности, в то время как, например, посещение «цыганами» местного паба, в отличие от реальности, не представляет никаких проблем. Их быт характеризуется все тем же разведением лошадей, охотой на диких зверей, а также — знаменитыми боями, к участию в которых сын главного героя, Фрэнки, как раз и не приспособлен, что вызывает дикий гнев со стороны отца, так как он болезненно расценивает ситуацию как удар по собственной репутации в общине.

На том же самом пристрастии к бойцовским искусствам зиждется и линия с участием Микки (Брэда Питта) из «Большого куша» (Snatch) Гая Ричи. И Микки удивительным образом одолевает Джорджа, несмотря на, казалось бы, менее выгодные физические характеристики благодаря тому, что сызмальства упражнялся в драках не на страх, а на совесть.

Не обойдены пэйви и в других, менее известных работах — таких, как американский сериал «Богатые» (The Ri¢hes), британская продукция Channel 4 «Лучшая свадьба в таборе» (Big Fat Gypsy Weddings) криминальная драма «Славный парень Эдди» (Trojan Eddie), полудокументальная лента с говорящим названием Pavee Lackeen: The Traveller Girl («pavee lackeen» на языке шелта означает «девушка-пэйви») и другие.

Но и это не все. В Шотландии также имеются свои путешественники, использующие в общении между собой креольский язык, получивший название кант (термин, происходящий от шотландского гэльского или ирландского слова «caint» — «речь», «разговор»). Этот пиджин, в отличие от шелта, имеет германские корни, хотя процент лексических заимствований из шотландского гэльского может достигать 20%. Однако шотландские путешественники имели гораздо больше контактов с привычными европейцам цыганами рома, из-за чего до 50% лексики могут составлять слова цыганского происхождения.

Это, собственно, и объясняет некоторые из особенностей семьи Шелби из замечательных «Острых козырьков» (Peaky Blinders) Стивена Найта. С одной стороны, большая часть семейства худо-бедно интегрирована в британское общество и ничем очевидным (кроме репутации и семейного уклада, что замечательно показано на примере собраний и свадьбы одного из братьев) не отличается. А с другой — представители других преступных сообществ, формировавшихся по национальному признаку, причисляют их к «цыганам», да и сами Шелби имеют дальнюю родню, проживающую в вагончиках и выручающую из сложных ситуаций, когда Томми, Артуру и прочим необходимо замести следы.

Еще одну группу «белых цыган», но уже на континенте, представляют ениши, рассеянные преимущественно по обширной территории долины Рейна (Германия, Франция, Австрия, Швейцария), а также в Бельгии, о которых также снято немало фильмов (преимущественно документальных). Но это уже совсем другая история.

Цыгане да не цыгане: чем живут современные кочевники

Вы знаете про цыган хотя бы из фильма «Большой куш»: они кочуют, непонятно говорят и живут в трейлерных поселках, полных псов и грязных детей. Эти странноватые голодранцы явно связаны с криминалом и, кажется, не заинтересованы ни в чем, кроме пьянства и подпольных боев. Именно по поводу этих ребят Томми и говорит Турецкому свою знаменитую фразу о том, как он ненавидит цыган (чем выражает мнение значительной части британцев). Вот только это никакие не цыгане, а вполне себе европейские по происхождению кочевники — пави, они же «ирландские путешественники».

Цыгане — весьма известная народность: они живут чуть ли не во всех странах, их довольно много, и вы наверняка сталкивались с ними в своей жизни, да и само их название стало почти абсолютным синонимом вечного бродяги. Но кроме этих выходцев из Индостана, в Европе известны еще несколько народов, которые живут во многом схожим образом и из-за этого часто бывают названы «цыганами». Вообще, это неверно, потому что этнически они — типичные европейцы. Те же пави, к примеру, — кельты по происхождению и появились в Европе раньше, хотя известно о них гораздо меньше. Другая история связана с целой группой ньюэйджевых бродяг, типа Housetruckers, выбравших кочевой образ жизни в эпоху хиппи и с тех пор так и не осевших на одном месте.

Пави: ирландские путешественники

«Ирландскими путешественниками» или пави, а часто и просто «ирландскими цыганами» в Британии называют очень своеобразный кочевой народ. Происхождение этих бродяг до конца не ясно: выглядят они как типичные ирландцы, а их жизнь и обычаи больше похожи на цыганские. Пави известны еще со Средних веков: уже тогда они слонялись своими таборами по Британским островам и жили за счет нехитрых ремесел вроде починки скарба или перепродажи ветхих вещей. Не гнушались и воровством и попрошайничеством, особенно обожая уводить коней, конечно же.

У этого народа есть своя культура, необычные для этих мест нравы и собственный отдельный язык, в основе которого лежит причудливая смесь ирландского, шотландского и английского. Раньше бытовало мнение, что пави — это действительно цыгане, которые долгое время жили в Ирландии, но так сильно перемешались с местными, что стали неотличимы от них. Была даже версия о том, что они — потомки викингов, которые так сильно полюбили скитаться по миру, что уже не смогли остановиться даже на суше. Генетический анализ показывает, что ирландские путешественники все же в большей мере кельты, то есть происходят из этих мест. Что заставило их внезапно сняться с земли и начать кочевую жизнь — неизвестно.

  • Knuckle — полудокументалка о подпольных боях в среде пави.

Сейчас почти все пави начали вести оседлый образ жизни, но некоторая часть продолжает скитаться и заниматься тем же, чем их деды, в том числе, подпольными боями. Вот эту особенность как раз обыграл Гай Ричи в «Большом куше». Ирландские путешественники не просто любят размять кулаки на ринге — это их национальный спорт. Многие кланы пави дерутся друг с другом так давно, что это буквально длится на протяжении поколений. Есть очень забавный полудокументальный фильм Knuckle, в котором как раз показана подноготная таких боев. Снимался он двенадцать лет и рассказывает о трех кланах — Джойсы, Невинсы и Квиннсы, — которые нещадно бьют друг другу рожи уже, наверное, лет сто пятьдесят.

Шотландские путешественники

«Шотландские путешественники» — еще более мутные товарищи, чем пави. Если с теми разобраться оказалось не так трудно, то у этих все совершенно запутанно. По всей вероятности, история вышла такая: либо они-то как раз и есть потомки цыган, смешавшихся с шотландцами, либо, такие же пави, но уже местного разлива. Только в отличие от ирландских собратьев, они-то уже точно испытали сильное цыганское влияние. Скорее всего, когда шотландские кочевники встретились с «настоящими» цыганами, то пошли с ними на контакт и начали обоюдно взаимодействовать. Они активно заключали браки и обменивались опытом с похожим по духу народом. Шотландские путешественники говорят на совершенно атомной смеси кельтских диалектов, цыганского и английского языков. Понять их часто не могут даже собратья из другого клана.

  • Считается, что песня Raggle Taggle Gypsy создана «шотландскими путешественниками». По крайней мере, они считают ее своей народной.

Кстати, «настоящие» британские цыгане, которые носят название «романичал», тоже испытали сильное влияние англичан и кельтов, так что во многом стали совершенно отдельной ветвью среди своего народа. Многие и вовсе стали оседлыми и даже внесли вклад в британскую культуру. К примеру, Роберт Плант, вокалист Led Zeppelin, — как раз романичал по матери.

Ениши

Ениши — тоже кочевой народ, но уже с материка, из Германии и тоже совершенно европейского происхождения. Сами себя они называют «белыми цыганами» и являются потомками немецких маргинальных групп, которые пустились в вечное странствие где-то веке в XVIII. Даже при своем бродячем образе жизни, собственном наречии и устоявшихся обычаях, ениши все же менее напоминают цыган, чем остальные подобные кочевники.

Больше всего они похожи на американских хобо, которые были скорее отдельным классом в обществе. Так же как и хобо, ениши промышляли ремеслами и батрачеством, путешествуя семьями и даже целыми таборами по просторам Германии, Австрии и Швейцарии. Соответственно, при их меньшей тяге к воровству и попрошайничеству и большем трудолюбии, енишей воспринимали более спокойно. Однако это не помешало нацистам подвергнуть их геноциду наравне с евреями и цыганами, хотя этнически они были такими же немцами.

Ньюэйджевые бродяги

В 1970-х, когда революция хиппи была в разгаре, а их идеи на гребне популярности, многие восприняли их весьма серьезно. В странах первого мира начали появляться проповедники кочевого образа жизни, и целые толпы народа бросали цивилизованную жизнь, с головой ныряя в радикальный дауншифтинг, доходивший до бомжевания.

Многие контркультурные персонажи в те времена жили в сквотах, но ньюэйджевые бродяги пошли до конца и практикуют это на протяжении всей жизни, при этом кочуя и не желая пересекаться с миром городов. Возможно, не стоит называть их «народом» в полном смысле этого слова, но они активно стремятся к обособленности, создают свой язык и культуру. Мы можем наблюдать за настоящим социальным экспериментом. Сколько времени нужно людям, чтобы оторваться от корней и стать чем-то вроде новой нации? Оказалось, не так уж и много: желание быть непохожими на остальных сделало их вполне отдельной группой всего за полтора-два поколения.

Housetruckers

Самая интересная и узнаваемая часть ньюэйджевых бродяг — это housetruckers, то есть те, кто живут в фургонах и переделанных школьных автобусах. Эти фургоны — и есть их дома, транспорт, главное имущество и центр Вселенной. Большинство из них выглядит нарядно, вычурно и даже выпендрежно: если у тебя нет ничего важного, кроме одной-единственной вещи, то можно вложить в нее действительно много сил и фантазии. По какой-то причине явление больше всего популярно в Австралии и Новой Зеландии.

Никогда не задумывались о том, почему многих из нас так интригуют и даже завораживают все эти цыгане, пави, ениши, бродячие охотники и степные народы? Большую часть своего существования человечество кочевало, слонялось по планете и знать не знало ни о каком доме или родине. Мы все — потомки бродяг, а наша жизнь в городах и на одном месте — это настолько незначительная часть нашей природы, что до сих пор непонятно, как все миллиарды людей не начали новое Великое переселение народов. Человек по своему происхождению — это кочевой примат, вот почему мы иногда непроизвольно завидуем диковатым голодранцам, у которых нет ни гроша за душой; да им и не надо — лишь бы своровать коня побыстрее, найти шляпу понаряднее и умчать подальше.

цыган в Англии | History Today

Мало какие исторические темы вызывают больше проблем, чем история цыган. Как написать историю людей, которые так усердно старались — не без основания — избежать взора государства, которые почти не оставили собственных письменных источников и которые веками были предметом страха, предубеждений и недоразумение? Даже трудно сказать, кем являются или были английские цыгане: группа ли это с общей этнической принадлежностью или литературный и социальный конструкт? Является ли термин «цыган» расистским?

Это неуловимая, трудная и разочаровывающая тема — головоломка со многими недостающими частями. Увы, эта книга мало что может нам рассказать о вере, дает лишь беглый взгляд на демографию и гораздо меньше, чем хотелось бы, о цыганской культуре. Вместо этого основное внимание уделяется отношениям цыган с более широким сообществом: отношениям, основанным на предрассудках и страхе перед этим более широким миром. «Воспринимались как люди без корней и без честности», Кресси напоминает нам, что цыгане рассматривались как «опасность для общества, оскорбление для государства и оскорбление для Бога». Действительно, между 1563 и 1783 годами сам факт , будучи цыганом, было повешением. Этот статут, по словам одного комментатора XIX века, был «самым варварским… из тех, что когда-либо позорили наш уголовный кодекс». Они были правы: хотя последние повешения были еще в 1628 году, это мало утешило жертв. Действительно, предрассудки сохранились далеко за пределами антицыганских законов. За многих говорил один корреспондент местной газеты в ХХ веке, когда они называли цыган «бестолковыми, никчемными людьми… Их нравы не ограничены обычными правилами, и почти все они — воры».

Кресси особенно хороша в раннем современном периоде и в том, чтобы проколоть часть плохой истории, связанной с предметом. Он демонстрирует скептицизм раннего модерниста по отношению к букве закона: установленные законом запреты были жестокими, но почти никогда не применялись. Причудливые идеи, которых придерживаются некоторые ученые, о том, что цыгане были своего рода литературной конструкцией или возникли как реакция на предполагаемый переход от феодализма к капитализму, отвергаются. Кресси принимает, и, безусловно, правильно, свидетельство того, что цыгане рассматриваются как группа, история которой уходит корнями в древнюю Индию. Тем не менее, на протяжении столетий их подкрепляли рекруты из оседлого населения: бедных, беспокойных, неустроенных, возможно, даже тех, кто просто хотел спастись от назойливого Левиафана.

Несмотря на все трудности сюжета, Кресси хорошо рассказывает свою историю. Да, это взгляд со стороны, где цыгане остаются «другими», но он это признает, и больше он ничего не может сделать. Справедливости ради, то же самое можно сказать и о других исторических субъектах, которые гораздо лучше устоялись: например, о бедняках или о преступности. Наиболее интересным разделом является тот, в котором подробно рассматривается дело Мэри Сквайрс, цыганки 18-го века, обвиненной в похищении людей, признанной виновной, приговоренной к смертной казни, а затем сенсационно оправданной. Это позволяет нам ярко заглянуть в мир путешествующих людей, приливы и отливы по английской сельской местности, в Лондон и обратно.

Кресси — академический историк, а не «популярный». Это отражено в стиле, который является четким и эффективным. Он избегает ловушек клише, которые подстерегают более сенсационные исторические тексты. Тем не менее, это доступная книга, которая дает нам сочувственное повествование о людях, которые в значительной степени являются частью английской истории. Для этого это очень приветствуется.

Цыгане: английская история
Дэвид Кресси
Oxford University Press 432pp £25
Купить в bookshop.org (партнерская ссылка)

Джонатан Хили — адъюнкт-профессор социальной истории Келлог-колледжа Оксфордского университета.

ромских цыган в Британии шестнадцатого века / Наша история миграции

Закон о египтянах 1530 года был принят для изгнания людей, называющих себя «египтянами», и не отменялся до 1840 года. Сами египтяне, [которые] не используя ни ремесла, ни торговли, пришли в твое царство и шли из Шира в Шир и из места в место в большой компании и использовали большие хитрости и хитрые хитрости, чтобы обманывать людей, несущих их в руках [убеждая их ] что они с помощью хиромантии могли предсказывать мужские и женские судьбы, и так много раз хитростью и хитростью обманывали людей их деньги, а также совершили много гнусных преступлений и грабежей, причинив большой вред и обман людей, среди которых они появились [ . ..] египтяне, которые сейчас находятся в этом королевстве, должны уйти с [с] через xlii [пятнадцать] дней после провозглашения этого постановления среди них, которое должно быть сделано после выплаты Импризо.

[разнообразный и чужеземный народ, называющий себя египтянами, не использующий ни ремесла, ни признаков продажи товаров, пришедший в это царство и перешедший из графства в графство и из места в место в большой компании; и использовал большую хитрость и хитрые средства, чтобы обмануть людей и убедить их, что они могут с помощью хиромантии предсказывать судьбу мужчин и женщин; и так, много раз хитростью и хитростью обманывали людей на их деньги; а также совершили множество гнусных преступлений и грабежей, к большому вреду и обману людей, среди которых они перемещаются … египтяне, которые сейчас находятся в этом царстве, должны уйти в течение шестнадцати дней … и отныне никаких египтян могут войти в царство короля, и если они это сделают, то они со всем своим имуществом должны уступить королю, нашему Суверенному Господу, все свое имущество и титулы, а затем должны покинуть царство в течение пятнадцати дней под страхом тюремного заключения]

(Источник информации: изображение Закона о египтянах 1530 года предоставлено Национальным архивом, ссылка HLRO HL/PO/PU/1/1530/22H8n9 (1530) и может быть найдено здесь).

Закон о египтянах 1530 г. был ответом на прибытие ромских цыган, известных в то время как «египтяне», в Британию в шестнадцатом веке. Первое определенное упоминание об этих народах в Шотландии относится к 1505 году, а в Англии — к 1513 или 1514 году. общая миграция этих народов в Западную Европу с пятнадцатого века и далее.

Карта миграции цыган. Предоставлено доктором Бекки Тейлор

Считалось, что «египтяне» произошли из «маленького Египта» — так называлась часть полуострова Пелопоннес на территории нынешней Греции. Однако исследования конца восемнадцатого века показали, что цыгане с наследием рома на самом деле произошли из северо-западной Индии. Эти люди мигрировали из Индии через Персию и к двенадцатому веку достигли Балкан в юго-восточной Европе. Движение ранних цыганских групп было связано с экспансией Персидской, Сельджукской, а затем и Византийской империй. Падение Константинополя османами в 1453 году сыграло ключевую роль в создании цыганских общин в том месте, которое должно было стать одним из их центров в Европе, на Балканах. В период Средневековья «египтяне» стали частью местной жизни и культуры прямо на Балканах, а к пятнадцатому веку они начали прибывать в Западную Европу.

По всей Европе, когда группы цыган прибывали в новый город, их приветствовали местные дворяне и члены королевской семьи. Им платили за то, что они играли музыку или гадали, и им разрешалось разбивать лагерь, часто на окраинах городов или сразу за городскими стенами. В шотландском суде в апреле 1505 года есть запись о том, что цыганам платили 7 фунтов стерлингов по просьбе короля, возможно, либо за то, что они развлекали двор, либо потому, что их считали паломниками. Сообщения предполагают, что эти первые группы цыган-цыган носили с собой документы, подтверждающие, что они были паломниками, совершающими покаяние, и просили гарантии безопасного прохода через королевство.


Гадание цыган, гравюра на дереве в Cosmographie Universalle of Munster, 1552, Базель (любезно предоставлено цыганской коллекцией Роберта Доусона) «незнакомцев», с которыми могли столкнуться жители европейских городов раннего Нового времени. В быстро растущих городах Европы перемещение и миграция были нормальной частью повседневной жизни. К пятнадцатому веку транспортировка товаров стала быстрее, проще и в целом безопаснее. Поезда с вьючными животными были заменены двухколесными, а затем и четырехколесными повозками, которыми управляли профессиональные перевозчики и организовывались из сети гостиниц, предоставлявших складские и упаковочные помещения. Эти изменения в транспорте были вызваны расширением торговли, что привело к улучшению ширины и поверхности дорог и строительству бесчисленных мостов. Усовершенствованные туристические сети принесли пользу не только купцам и торговцам, но и путешественникам. Там была мешанина движущихся людей, в том числе бродячие ученые, менестрели и странствующие артисты, точильщики ножей, странствующие целители, разносчики и лудильщики. Конечно, вместе с этими группами, а иногда и вместе с ними путешествовали паломники, следовавшие проторенными национальными и международными маршрутами к местам, имеющим религиозное значение. Итак, цыгане-цыгане были, с одной стороны, экзотической новинкой в ​​Западной Европе, они могли найти работу в качестве артистов и привлекали толпы и публику при дворах, потому что они были другими. С другой стороны, в то время они также были частью гораздо более многочисленного населения странствующих народов Западной Европы.

«Цыгане на рынке», Ганс Бургкмайр, 1473–1531, Германия (любезно предоставлено цыганской коллекцией Роберта Доусона)

Внутренняя миграция и бродяжничество в Британии и Западной Европе

Прибытие цыган-цыган в Западную Европу в пятнадцатом и шестнадцатом веках произошло в контекст роста бродяжничества в Великобритании и Европе. Это было вызвано сочетанием снижения реальных доходов населения, роста населения (при Елизавете I оно увеличилось с трех до четырех миллионов человек) и неурожая. В совокупности эти проблемы вызвали нехватку продовольствия, острую бедность и необычайные масштабы миграции. Люди в Западной Европе начали переезжать в города или другие районы в поисках работы, а семейные группы и отдельные лица стали жить в дороге, подбирая работу по дороге. Это движение привело к расширению городов, социальным потрясениям в сельской местности и в городах, а также к опасениям среди богатых классов, что хаос и жестокие беспорядки представляют реальную угрозу.

Одновременно с экономическим спадом и ростом миграции в Западной Европе отношение к бедности и беднякам начало меняться. В отличие от сегодняшнего дня, не было определенной поддержки людей, живущих в нищете. Традиционно люди обращались в свою церковь за благотворительностью в трудные времена, и попрошайничество считалось приемлемым образом жизни. Однако увеличение числа бедняков в начале шестнадцатого века поставило под угрозу систему церковной благотворительности. Начали проявляться различия между «истинными» или достойными бедняками и незаслуженными бедняками. Заслуживающими поддержки считались сироты, больные, немощные, престарелые или овдовевшие. Все те, кто был безработным и попрошайничал, за исключением тех, кто был физически неспособен зарабатывать на жизнь, считались незаслуженными бедняками. Для господствующих классов нищие и бродяги представляли серьезную угрозу установленному общественному порядку. В период, когда считалось, что у трудоспособных бедняков есть хозяева, бродяги были «без хозяев»; они нарушили условности семейной, экономической, религиозной и политической жизни. Бродяжничество в шестнадцатом веке заключалось не только в том, чтобы быть бедным, в дороге и безродным. Трудно уловить значение таких терминов, как «нищий» и «мошенник» для современников: сегодняшним эквивалентом может быть «террорист», «экстремист» или «анархист». Эдмунд Дадли, писавший в Англии в 1509 году., заявил, что бродяги были «самой матерью всех пороков… и смертельным врагом дерева содружества».

Правительство пыталось решить проблему роста бродяжничества в этот период, пытаясь объявить вне закона бродяг и «безхозяев». Самым суровым законодательным актом был «печально известный» закон Эдуарда VI 1547 года, который запрещал попрошайничество, приговаривал бродяг к клеймению и двум годам каторги за первое правонарушение и к казни за второе правонарушение. Закон о египтянах 1530 года (см. основной источник выше), как и ряд других законов шестнадцатого века, боролся с проблемой отделения достойных от недостойных бедняков и контроля над потенциально опасной частью населения. Законы против египтян и бродячей бедноты, а также законы об оказании достойным беднякам поддержки со стороны их приходов принимались во второй половине XVI века – в 1563, 1572, 1576, 159 гг.7 и 1601.  

Среди тех, кто формально считался незаслуженными бедняками в этих законах, были негодяи, нищие, бродяги и новая категория, «поддельные египтяне», в которую входили люди, которые, как считалось, притворялись цыганами. Фактически, историки теперь понимают эту последнюю категорию как сочетание тех, кто недавно перешел к кочевому образу жизни в результате экономического развития шестнадцатого века, и ромских цыган, которые родились в Британии. Несмотря на такое законодательство, цыгане, родившиеся в Британии, были не «иностранцами», а британцами, и они здесь останутся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *