Содержание

«Самый лучший процесс обучения языку — это сама жизнь» – Культура – Коммерсантъ

Знаменитой «синей книге» и бестселлеру по английской грамматике эксперта в преподавании языка Реймонда Мёрфи в этом году исполняется 30 лет. Автор «English Grammar in Use», имя которого уже давно стало брендом, приехал в Москву по приглашению Британского совета, чтобы прочитать увлекательную лингвистическую лекцию в рамках года языка и литературы Великобритании и России-2016. ЕЛЕНА КРАВЦУН встретилась с РЕЙМОНДОМ МЁРФИ в Москве и поговорила про адаптацию знаменитого учебника, новейшие технологии для изучения языка и будущее английского.


Автор учебника «English Grammar in Use» Реймонд Мёрфи

Фото: British Council

— Реймонд, я знаю, что когда-то давно вы пробовали учить русский, но почему-то дальше дело не пошло. Почему?

— То, что учил русский,–– это, конечно, небольшое преувеличение. Я в 1950–1960-х годах учился в школе. Как вы знаете, в 1960-е годы в СССР происходил значительный технологический прогресс, в космических программах и не только. Я думаю, что в какой-то момент очень многие люди думали, что именно за СССР будущее. Примерно так же, как мы сейчас думаем так о Китае. Поэтому были определенные стремления начать обучать русскому в школе. По крайней мере говорили, что это может быть неплохой идеей, потому что обычно школьники в Британии учили французский, иногда немецкий, испанский, но в основном французский. Наш преподаватель французского, тогда был 1963 год или около того, говорил по-русски довольно хорошо. И в нашей школе запустили дополнительные занятия по русскому языку. Занятия эти проходили во время обеда. Я не уверен, как долго я занимался русским,— два-три месяца, наверное. Я выучил алфавит, и я все еще могу медленно прочитать слово, а если оно совпадает с английской версией, то вполне даже быстро. Например, название какого-то места, я могу даже написать его. Хотя, конечно, я не знаю самих слов, но буквы писать могу. И когда слышу речь, в моей памяти периодически что-то всплывает.

— С вашей точки зрения, когда лучше всего начинать изучать иностранный язык?

— С нуля. (Смеется.) Если серьезно, то, правда, с нуля. Ты ведь его даже не воспринимаешь как иностранный, если ты его слышишь с рождения. Если ребенок учит язык в то волшебное время, когда у него есть все возможности воспринять язык без его изучения как такого, скорее даже принять его, то это идеальный вариант. Поэтому чем раньше, тем лучше. Самый лучший процесс обучения языку — это сама жизнь, процесс взросления, чтобы ребенок постоянно слышал язык. Если, допустим, родители говорят с ребенком на разных языках, он будет знать оба. У меня не было такого опыта, но я знаю, что чем старше ты становишься, тем тяжелее тебе дается язык. Если тебе 70–80 лет, то это крайне тяжело. Если же ты ребенок, то это гораздо проще.

— Как развивается ваш знаменитый учебник? Переиздания, дополнения, версии…

— Например, мы работаем над русской версией книги. Это будет «красная книга» –– «Essential Grammar in Use». Уже есть версии на европейских языках и нескольких азиатских. Это будет перевод и адаптация. Был переведен теоретический материал, примеры — при необходимости. Адаптация будет заключаться в том, что некоторые вещи были изменены, чтобы носителям русского были понятнее определенные аспекты английского. Я думаю, что у многих изучающих английский похожие проблемы, по крайней мере в тех же областях. У русских часто встречается проблема с артиклями, собственно как и у носителей любого другого языка, где нет артиклей, как в русском. Артикли отсутствуют, наверное, у большинства языков. В этом и будет состоять адаптация — небольшие изменения в теории и примерах с той целью, чтобы тем, для кого русский родной, было максимально легко и понятно. Также мы будем подчеркивать, если у английской конструкции есть русский эквивалент. Например, пассивный залог — и наоборот, если эквивалента нет, как в случае с артиклем, мы также это укажем.

— Как вы думаете, будет ли английский всегда таким популярным или его сменит другой язык?

— Английский язык будет оставаться очень важным, и мы до сих пор видим рост числа людей по всему миру, которые учат английский. И это отражается в количестве материалов, которые мы готовим. Россия в этом плане — очень быстро растущий рынок, хотя номером один здесь остается Китай. Мы также активно увеличиваем количество учебного материала для испаноговорящих в странах Латинской Америки. И когда речь идет об изучении языка, то здесь первоочередной вопрос — это вопрос необходимости. Например, британцам, чтобы вести бизнес с Китаем, знать китайский необязательно, а вот если вы сами из Китая, то знать английский вам будет, скорее всего, нужно.

— Интернет и новейшие технологии облегчили изучение языка?

— Интернет открывает новые возможности для изучения языка, которых не было раньше. Но результаты не совсем однозначные. К примеру, на онлайн-курсы при британских советах записывается большое количество людей, но часть из них даже не начинает занятия. А до конца доходят около 20%. И это, конечно, успех, что эти 20% окончили курсы, но показатели были бы другими, если бы все эти люди обучались в классе с педагогом. Конечно, курсы с педагогом стоят дороже. Поэтому, на мой взгляд, необходимо поддерживать баланс между этими двумя методами обучения. Цифровые технологии предлагают большое количество альтернативных способов обучения — приложения в телефоне, электронные книги. И если их использовать как дополнение к работе с педагогом, то это будет наиболее эффективно. Поэтому идеальный вариант: класс, учитель, книга (возможно, электронная книга), какие-то дополнительные онлайн-курсы — что-то вроде коллекции разных методов. Бесплатных приложений сейчас огромное количество. Очень многие сейчас создают бесплатные приложения, которые не приносят владельцам деньги сейчас, но в дальнейшем они рассчитывают на прибыль, как в истории с фейсбуком. Также огромным плюсом интернета является доступность аудио. Хотя и в книжном формате часто бывают приложения в форме CD, но это все равно довольно неудобно. В то время как аудио — это неотъемлемая часть обучения. Доступность аудио в интернет-формате обучения — это очень большой плюс.

Автор легендарного учебника по английской грамматике поделился опытом с преподавателями

Автор легендарного учебника по английской грамматике поделился опытом с преподавателями

Автор знаменитого учебника English Grammar in Use Реймонд Мерфи прибыл в Россию с презентацией нового издания своей книги. В актовом зале Университета ИТМО он выступил с лекцией для петербургских преподавателей английского языка.

Учебник English Grammar in Use, одно из самых популярных в мире пособий по грамматике английского языка, отпраздновал тридцатилетний юбилей со дня выхода. Благодаря книгам, которые написал Реймонд Мерфи (Raymond Murphy), язык знают многие поколения — «красный» и «синий» учебники переиздавались трижды, а в 2015 году вышла четвертая версия знаменитого справочника. По этому случаю в издательстве Cambridge University Press организовали серию презентаций в ряде российских городов, партнером мероприятия в Северной столице стал Университет ИТМО. С лекцией для петербургских преподавателей Реймонд Мерфи выступил в понедельник, 14 марта.

«Я долгое время преподавал английский язык в различных частных школах Великобритании и Германии, — начал свой рассказ писатель. — В моих группах учились взрослые из разных стран, поэтому на уроках я использовал только свой родной язык, английский. Преподавать взрослым — не совсем то же самое, что учить детей, потому что взрослые изучают язык более интенсивно. И первые свои книги я адресовал не абстрактному читателю, а своим студентам: я хотел создать как можно более простой учебник, без лишних слов и технических терминов. Тот, кто еще только учит язык, не знает его на сто процентов, поэтому важно, чтобы студент мог вас понять».

Подход Реймонда Мерфи отличается тем, что он считает традиционную грамматическую терминологию чересчур перегруженной. По его словам, многосложные конструкции вроде «определенный артикль» и «неопределенный артикль» избыточны, потому что они обозначают короткие «a» и «the». Мало того, после изучения случаев, в которых использовать артикль необходимо, студенту приходится браться за «нулевые артикли». И так со всеми разделами грамматики: излишние условности и отсутствие интуитивности в обучении преследуют иностранцев, когда они берутся за изучение форм глаголов, времен, условных предложений и так далее.

«Кто-то любит грамматику — наверное, в основном это преподаватели, кто-то ее ненавидит — тут наверняка будет больше студентов. Многие часто воспринимают негативно даже само слово „грамматика“, считается, что это что-то запрещающее, что-то, что мешает вам нормально общаться: так говорить нельзя, здесь нужно использовать другое время. Но на самом деле грамматика объясняет, как узнать что-то, правильно сформулировав вопрос, как сказать что-то и донести вашу мысль, — говорит Реймонд Мерфи. — Я советую не заставлять студентов зубрить правила, а давать им примеры, образцы, на которых они будут запоминать грамматические конструкции. Можно научиться свободно говорить на языке, ни разу не открыв учебника и не зная ни одного правила».

Проректор по международной деятельности Дарья Козлова отмечает, что такого рода мероприятия в очередной раз подтверждают реноме Университета ИТМО как неклассического вуза. Университет уделяет продвижению лучших практик преподавания столько же внимания, сколько и своим профильным предметам — информационным технологиям, механике и оптике.

«Я тоже учила язык по книгам Реймонда Мерфи и очень рада, что сегодня он приехал с презентацией в Университет ИТМО. Это очень важно для нас, потому что мы уделяем значительное внимание качеству преподавания английского языка студентам, наша команда проделывает большую работу для того, чтобы их технический и разговорный английский был на высоте», — комментирует Дарья Козлова.

К началу

Александр Пушкаш

Журналист

Теги

  • Лекция
  • Учебники
  • English_grammar
  • Международная деятельность
  • languages

Персоны

  • APAIE-2017: новые горизонты международного образования

  • Новый «Открытый университет»: per aspera ad astra с киберфизикой

  • More than ESP: как обучать английскому языку с помощью идеального сочетания цифрового и печатного контента

    2022 © ITMO. NEWS Разработано Университетом ИТМО

    Учредитель: Университет ИТМО
    Главный редактор: Зайцева Ольга Владимировна

    Правила использования контента

    Адрес учредителя и редакции: 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49
    Сетевое издание ITMO.NEWS зарегистрировано в Роскомнадзор 30.08.2017
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70637
    Возрастное ограничение: 16+

    английская грамматика в использовании книга с ответами Рэймонд Мерфи | Новый | 9781108457651

    1. Дом
    2. Нехудожественная литература
    3. Преподавание английского языка
    4. ELT: учебные материалы и курсовые работы