Разделительный вопрос с «хвостиком» в английском языке (Tag Question)

Разделительный вопрос состоит из двух частей, первая — утверждение или отрицание, а вторая — вопрос. Этот вид вопросов используется, когда нужно уточнить что-то, переспросить, выразить удивление, сомнение.

Из-за особенности строения, разделительный вопрос также называют расчлененным вопросом, вопросом с хвостиком или tag question (tag – бирка, хвостик), потому что вопросительная часть (tag) действительно напоминает короткий хвостик, довесок к основному предложению.

Читайте также: «Пять видов вопросов в английском языке».

Как строится разделительный вопрос

Разделительный вопрос состоит из двух частей:

Пройдите тест на уровень английского:

Узнать свой уровень

Предложение (утвердит. или отрицат.) + Вопрос (хвостик)

Давайте рассмотрим, как устроены эти части.

1. Первая часть строится, как обычное утвердительное или отрицательное предложение.

She is looking for an exit. – Она ищет выход.

She is not looking for an exit. – Она не ищет выход.

2. Вопрос (хвостик) строится по схеме: вспомогательный или модальный глагол из первой части + местоимение.

Обычно вопрос строится так: если первая часть утвердительная, то вопрос в отрицательной форме, а если отрицательная, то вопрос в утвердительной форме. Возможно и такое, что обе части положительные, но об этом чуть позже.

Рассмотрим примеры:

She is looking for an exit, isn’t she? – Она ищет выход, не так ли?

She is not looking for an exit, is she? – Она не ищет выход, не так ли?

Если в первой части подлежащее выражено не местоимением, во второй все равно ставится подходящее по смыслу местоимение.

Sandra is looking for an exit, isn’t she? – Сандра ищет выход, не так ли?

Приведу несколько примеров, когда вопросы с хвостиком строятся со вспомогательными и модальными глаголами.

  • Разделительный вопрос со вспомогательным глаголом

В хвостике — тот же вспомогательный глагол, что и в первой части.

Lucy has fallen from the tree, hasn’t she? – Люси упала с дерева, не так ли?

We are not going to Mexico, are we? – Мы не едем в Мексику, не так ли?

Если в первой части нет вспомогательного глагола (это возможно, если сказуемое = глагол в Present Simple или Past Simple), в вопросе используется глагол to do в подходящей форме.

We work together, don’t we? – Мы работаем вместе, не так ли?

We worked together, didn’t we? – Мы работали вместе, не так ли?

Henry works alone, doesn’t he? – Генри работает один, не так ли?

  • Разделительный вопрос с модальным глаголом

Не забываем: если в первой части утверждение, то вопрос в утвердительной форме (can you?), если в первой отрицание, вопрос в отрицательной форме (can’t you?).

You can do it, can’t you? – Ты можешь это сделать, не так ли?

She couldn’t be wrong, could she? – Она не могла быть права, не так ли? (или могла?)

We should have turned right, shouldn’t we? — Нам надо было повернуть направо, не так ли?

You shouldn’t have left the school, should you? — Не нужно тебе было уходить из школы, не так ли?

Разделительный вопрос с “I am” и “aren’t I”

Единственный случай, когда вопрос строится по-особому — это когда в первой части есть «I am», тогда используется хвостик «aren’t I?»

I am staying here, aren’t I? – Я остаюсь здесь, не так ли?

I am on the right side, aren’t I? — Я на верной стороне, не так ли?

Если в первой части “I am not”, хвостик строится как обычно.

I am not staying here, am I? – Я не остаюсь здесь, не так ли?

I am not on the right side, am I? — Я не на правильной стороне, не так ли?

Интонация и смысл разделительного вопроса

Разделительные вопросы особенно характерны для разговорной речи, их можно произносить с разной интонацией, придавая им разные оттенки смысла (сарказм, например). Особенно нужно выделить два случая: когда хвостик произносится с восходящей и нисходящей интонацией.

  • Восходящая интонация

Если вопрос, сам хвостик, произносится с восходящей (вопросительной) интонацией, говорящий путь и в косвенной, непрямой форме, но действительно задает вопрос:

You know Harry, don’t you? – Ты знаешь Гарри, не так ли?

Здесь мы задаем вопрос, желая получить ответ: знает собеседник Гарри или нет.

  • Нисходящая интонация

Если в вопросе интонация нисходящая, как в утвердительном предложении, то это уже не вопрос, а утверждение в форме вопроса. Говорящий уверен в том, что «спрашивает»

You know Harry, don’t you? – Ты ведь знаешь Гарри.

Здесь мы по сути не задаем вопрос, а утверждаем, что собеседник знает Гарри

Разделительный вопрос, где обе части положительные

В многих случаях разделительный вопрос строится именно по той схеме, которая приведена выше, если первая часть положительная, то вопрос отрицательный, и наоборот. Но возможен случай, когда обе части положительные.

Вопрос по схеме Positive + Positive нельзя использовать именно как вопрос (то есть с целью получить ответ). Он подходит именно для выражений разных эмоций, проявляющихся в речи. Значение сильно зависит от интонации (удивленная, радостная, восхищенная, завистливая, саркастическая и т. д) и контекста.

Приведу примеры. Буду подбирать такой русский перевод, который лучше отразит оттенки смысла.

  • Радостно: So you bought a new car, did you? Great! — Так ты купил новую машину, да? Отлично!
  • Удивленно: So you bought a new car, did you? I thought you said you didn’t need a second car. — Так ты что, купил новую машину что ли? Я думал, ты говорил, что тебе ни к чему вторая машина.
  • Неодобрительно: So you bought a new car, did you? And you still owe me a lot of money. — Так значит, ты новую машину купил, вот как? А мне ты до сих пор кучу денег должен.
  • Саркастически: (новая машина — развалюха) So you bought a new car, did you? Wow, I’m impressed! — Так значит ты новую машину купил? Ух ты, я впечатлен!

Почему мы не любим разделительные вопросы?

Интересная особенность разделительных вопросов в том, что носители языка очень часто используют их в речи, а вот мы их старательно избегаем, предпочитая более прямые виды вопросов.

Причины понятны. Во-первых, у хвостатого вопроса запутанная, чуждая для русского языка схема с положительно-отрицательными частями, вспомогательными глаголами  — все это трудно складывать на автомате. Во-вторых, прелесть этого вопроса в том, что, варьируя интонации, можно выразить разные вещи, это очень разговорный, очень устный инструмент, но трудно играть интонациями, когда фраза строится не бегло, с паузами. По этим причинам многие просто не пользуются хвостатыми вопросами в речи — без них речь не становится неправильной, а с ними может.

Речь без разделительных вопросов действительно нельзя назвать неграмотной, но если вы будете ими пользоваться, она станет более естественной, натуральной. Любую грамматическую конструкцию можно отработать до автоматизма, если хорошо поупражняться и достаточно часто пользоваться ей в речи. Если ваши занятия английским, включают разговорную практику (а я очень надеюсь, что включают), старайтесь время от времени использовать этот вид вопросов, путь поначалу и не очень складно, и скоро научитесь употреблять их, не задумываясь над положительно-отрицательной схемой.

Мои карточки со словами и выражениями


Здравствуйте! Меня зовут Сергей Ним, я автор этого сайта, а также книг, курсов, видеоуроков по английскому языку.

Подпишитесь на мой Телеграм-канал, чтобы узнавать о новых видео, материалах по английскому языку.

У меня также есть канал на YouTube, где я регулярно публикую свои видео.

Разделительные вопросы в английском языке

Урок 2/8

Разделительные вопросы. Особенности употребления

Этот тип предложения является вопросительным только из-за своего вопросительного хвостика, который и является объектом изучения в этой теме. «Разделительный» — такое название этот тип вопроса имеет в России. На самом деле в этом вопросе ничего не разделяется.

Ты не умеешь плавать, да?

Я возьму немного конфет, хорошо?

Вариантов перевода «хвостиков» на русский язык несколько, но в английском языке эта конструкция имеет четкую форму, которая очень похожа на форму эхо-вопроса из первой темы. Только в разделительных вопросах это переспрашивание в виде хвостика идет не отдельным предложением.

Говорящий, используя разделительный вопрос, не хочет получить какую-то информацию, а просто ищет согласия. Этот вопрос также задается тогда, когда говорящий в чем-то до конца не уверен и нуждается в подтверждении или опровержении своих слов.

Главное правило употребления разделительного вопроса — если основное предложение является утвердительным, то «хвостик» будет отрицательным, и наоборот. Положительный «хвостик» состоит из вспомогательного глагола текущей грамматической формы и подлежащего в виде личного местоимения. Отрицательный «хвостик» состоит из краткой отрицательной формы вспомогательного глагола и подлежащего в виде личного местоимения. Чтобы правильно составить «хвостик», нужно знать, какой вспомогательный глагол употребляется во времени, использованном в основном предложении.

He loves animals, doesn’t he?
Он любит животных, не так ли?

You haven’t decided yet, have you?
Ты еще не решил, а?

Особенности употребления

  1. Let`s = Let us

    Let’s go to the cinema tomorrow, shall we?

    Обратите внимание, что «хвостик» к предложению Let`s будет положительным. Других вариантов нет.

  2. Утверждения, содержащие слова: neither, no (никакой), none, no one, nobody, nothing, scarcely, barely, hardly, hardly ever, seldom — интерпретируются как отрицательные. Поэтому «хвостик» будет просто вопросительным.

    Nothing was said, was it?

    He hardly ever drinks vodka, does he?

  3. Если подлежащее в предложении выражено словами anyone, anybody, no one, nobody/ everybody, everyone, somebody, someone, то в «хвостике» будет they.

    Anybody can do it, can they?

    No one would come to see us, would they?

    Everybody paid the bills, didn’t they?

    Someone has broken the window, haven’t they?

Назад

Пройти тест

Вперед

Добавить хвостовой тег | Добавить тег вопроса | Английская грамматика

ПОПУЛЯРНОЕ Последнее сообщение Предложение 

Махеш Праджапати

0 Комментарии
добавить тег вопроса, добавить хвостовой тег, английская грамматика, тег вопроса

Просмотры сообщений:
377

Привет, друзья, здесь мы собираемся выучить важную английскую грамматику, т. е. добавить хвостовой тег или добавить вопросительный тег. Этот тип грамматики всегда задают на экзамене, поэтому будьте осторожны и изучайте эту английскую грамматику.

Посмотрите мое видео, чтобы узнать. Добавьте тег хвоста или добавьте тег вопроса:

  1. Мы будем смотреть его.

       Ответ: Мы будем смотреть его, не так ли?

  1. Вскоре птицы покинули наш район.

      Ответ: Вскоре птицы покинули наш район, не так ли?

  1. Я скучаю по этому.

      Ответ: Я скучаю по этому, не так ли?

  1. Неожиданный виновник.

      Ответ: Неожиданный виновник, не так ли?

  1. Дождь хлестал по земле.

     Ответ: Дождь хлестал по земле, не так ли?

  1. У него несколько рекордов.

     Ответ: У него несколько рекордов, не так ли?

  1. 150 девушек изучили процесс.

      Ответ: 150 девушек изучили процесс, не так ли?

  1. Другого варианта нет.

      Ответ: Другого варианта нет, не так ли?

  1. Мы можем привлечь много людей.

    Ответ: Мы можем привлечь многих людей, не так ли?

  1. Шивам услышал проблему.

    Ответ: Шивам слышал о проблеме, не так ли?

  1. Вы не стали бы считать любовь, которую получаете, в граммах и фунтах.

    Ответ: Вы бы не считали любовь, которую получаете, в граммах и фунтах, не так ли?

  1. Я бы игриво напугал их.

    Ответ: Я бы их игриво напугал, не так ли?

 

Практические вопросы:

  1. Они напоминают мне о моей страсти к писательству.
  2. У меня нет друга.
  3. Никто не может уйти.
  4. Ни один из них мне не помог.
  5. Добираются немногие.
  6. У него редко было время поговорить о себе.
  7. Эти мальчики очень непослушные.
  8. Вы возвращаетесь завтра.
  9. Шубхам мне не поможет.
  10. Мы должны слушаться родителей.
  11. Выпейте чашку чая.
  12. Откройте дверь.
  13. Закрой глаза.
  14. Закройте окно.
  15. Я не пишу урок.
  16. Они сделали свое дело.
  17. Она работала в компании.
  18. Ты можешь научить меня.

Еще несколько вопросов для практики

  1. Ты не смеешь это трогать, ……..?
  2. Он посмеет побить его,……..?
  3. Нам нужно туда, ……..?
  4. Нам не нужно идти туда, ……..?
  5. Я очень счастлив,……….?
  6. Мне это не нравится,………?
  7. Жил-был король,……..?
  8. Это очень мило,…….?
  9. Рам отправился в Пуну,……. ?
  10. Выпить чаю,……..?
  11. Не причиняй никому вреда,……..?
  12. Сегодня вторник,………?
  13. Пойдем в школу,……..?
  14. Отпустить его…………?
  15. Он пишет письмо,………?
  16. Она должна была помочь мне………..?
  17. Я должен был помогать бедным,……..?
  18. 18. Они бегут уже два часа,………?
  19. Он будет читать эту книгу………?
  20. Должно быть, они ушли,……?
  21. я прав
  22. Я получу приз.
  23. Я тебе не враг.
  24. Я помогаю тебе.
  25. Мы друзья.
  26. Мы не слабые.
  27. Вы довольны.
  28. Вы возвращаетесь завтра.
  29. Он не ушел.
  30. Они побеждены.
  31. Она была раздражена.
  32. Они не были готовы.
  33. У нее была красота.
  34. Мохан мне не поможет.
  35. Мы выиграем матч.
  36. Ганеша будет достигнут.
  37. Пойдем на рынок.
  38. Это очень интересно.
  39. Нам не победить их.
  40. Мой брат может это решить.
  41. Это можно сделать.
  42. Мы должны слушаться родителей.
  43. Я видел льва.
  44. Она пишет письмо.
  45. Отец пошел в школу.
  46. Он ничего не знает.
  47. Никогда не лги.
  48. Закрой дверь.
  49. Помогите бедным.
  50. У тебя не было машины.
  51. Она сделает это.
  52. Мы не будем этого делать.
  53. Пусть делает это.
  54. Жил-был король.
  55. Это книга.

 

Нажмите здесь, чтобы узнать Изменить голос.

модальных глаголов — «Она должна была это сделать, не так ли?» (Вопросы в конце/пометке с «Can/may/must + Present Perfect»)

Вы спрашиваете об особом способе оформления закрытых вопросов в английском языке (т. вопросительный подтверждающий тег противоположной полярности. Это означает, что тег просит человека, к которому он обращается, согласиться или опровергнуть утверждение, используя отрицательную частицу ( , а не , возможно, скрыто в суффиксе *-n’t), когда в утверждении его нет, и наоборот.

Итак, вы можете заявить (номер , а не ), что

[1a] Она там

и превратить его в вопрос с отрицательным тегом , задав

[1b] Она там, это а не она ?

И наоборот, вы делаете отрицательную декларацию (с вместо )

[2a] Ее там нет

и превратить его в вопрос с положительным тегом , без , а не .

[2b] Ее нет, она ?

tl;dr: Носители языка стараются избегать формулировки вопроса таким образом, чтобы аспект вспомогательного выражения в декларативном утверждении не совпадал с аспектом вспомогательного выражения в соответствующем теге.

Причина, по которой вы не слышите носителей языка, использующих некоторые из ваших фраз, связана с аспект передается английскими вспомогательными глаголами, такими как can , could , may и may . ( Аспект относится к значениям глаголов за пределами лица, времени и числа, передаваемым их флективными формами.)

Начнем с

[3a] Она может это сделала, не так ли?

Can здесь означает обладание способностью, а в настоящем времени оно имеет устойчивый аспект, т. е. способность действовала, действует сейчас и, вероятно, будет продолжать действовать. Как в

[3b] Она умеет играть на пианино.

Это конфликтует с прошлым интервалом завершенного действия, охватываемого done . Однако мы можем перенести в прошлое с помощью could , чтобы сделать времена совместимыми:

[3c] Она могла сделать это, не так ли?

(Обратите внимание, что положительное может в заявлении, а отрицательное не может в теге.)

Так почему же носитель языка говорит

[4a] Она же не могла этого сделать?

В этом случае вместо обозначения способности can’t с настоящим совершенным несет в себе аспект недоверия со стороны говорящего. Это означает

[4b] Не могу поверить, что она это сделала, а вы?»

Давайте рассмотрим

[5a] Она не должна была сделать это, не так ли?
[5b] Она должно быть сделала это, не так ли?

Проблема здесь в том, что must в тегах имеет аспект принуждения, как и

[5c] Вы должны платить налоги.
[5d] Вы не должны превышать скорость.

Тут понятно «иначе». Но в декларативном утверждении в настоящем перфекте присутствует другой аспект, аспект убежденности в исходе завершенного события. 5а означает

[5a-a] Она ведь этого не делала?

и [5b] означает

[5b-a] Она ведь это сделала, не так ли?

Конфликт значений делает тег неподходящим запросом на подтверждение: теги задают вопросы, не относящиеся к связанным с ними объявлениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *