Китайгородская, Галина Александровна. Китайгородская галина
Галина Александровна Китайгородская
Галина Александровна Китайгородская
Позвольте представиться: я доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской»; автор системы интенсивного обучения «Метод активизации возможностей личности и коллектива»
До 1 октября 2014 года, когда я, наконец, решилась покинуть Московский университет, я была директором Центра интенсивного обучения иностранным языкам (ЦИОИЯ) МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующей кафедрой методики преподавания иностранных языков и русского как иностранного ЦИОИЯ МГУ и заведующей кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования.
И вот в преддверии своего 80-летнего юбилея на последнем (для меня) ректорском Ученом совете МГУ я сказала, что надо уметь вовремя и красиво уходить, и простилась со своими коллегами. Я поблагодарила всех и, прежде всего, ректора МГУ - академика Виктора Антоновича Садовничего - за яркие годы моей профессиональной жизни в Университете. Благодаря поддержке Виктора Антоновича и свободе действий, которая у меня была, коллектив моих учеников и последователей с 1977 года вел плодотворную творческую работу. Мы проводили эксперименты всесоюзного масштаба в различных университетах, технических институтах и школах. На наши стажировки приезжали преподаватели со всех концов света.
Система обучения, названная мной «Метод активизации возможностей личности и коллектива», базируется на идеях известнейшего болгарского психотерапевта Георгия Лозанова, основателя суггестологии и суггестопедии. Встреча с этим необыкновенным человеком в 1969 году и стажировка в его центре в 1970 году стала тем толчком, который и привел меня к созданию авторской системы интенсивного обучения.
Именно глубинное понимание психологии и процессов, происходящих в нашей психике, позволяет нам смело говорить, что на занятиях мы даем нашим ученикам больше, чем знания и обучение языку. Мы даем им ту радость - истинную радость - общения, внимания к каждому, легкости восприятия и такие положительные эмоции, которые невозможно подделать и создать искусственно. Не зря практически все наши слушатели отмечают, что после занятий они чувствуют себя намного лучше и бодрее, чем до. Наш мозг и наш организм способны отдыхать и заряжаться энергией даже при интенсивной работе, главное – правильно эту работу выстроить и организовать. А мы это умеем.
Когда мы начали описывать, как мы работаем, мы поняли, что слова все равно не передадут те эмоции и те ощущения, которые вы испытаете, придя к нам. Многие школы и курсы иностранных языков пишут, что обучают общению, что на занятиях царит приятная, дружественная атмосфера. Наше отличие в том, что мной, а затем моими последователями научно описано, доказано и проверено 40-летней практикой КАК действительно можно и нужно обучать общению, КАК создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. В нашем Методе продумано все до последней мелочи, вплоть до того, с кем в паре вы будете работать над одним заданием, а с кем над следующим. Было проведено более двухсот научных исследований и экспериментов, показавших, как правильно использовать различные игры на занятиях, музыку, движение, как задействовать разные виды памяти, как организовывать взаимодействие учащихся и многое другое. Поэтому мы действительно отвечаем за свое обещание научить вас общаться на языке в кратчайшие сроки и создать для вас такие условия обучения, что вам будет хотеться идти, бежать, а иногда даже лететь на занятия.
www.kitaygorodskaya.ru
Китайгородская Галина Александровна
ученая степень и звание: | доктор педагогических наук, профессор |
должность: | профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам |
тел.: | (495) 939-57-16 (Центр интенсивного обучения иностранным языкам) |
e-mail: | womenmsu(at)rector.msu.rulingdep(at)interun.ru |
Научные интересы:
- Методика преподавания иностранных языков.
- Психолого-педагогические основы обучения иностранным языкам.
- Интенсивное обучение иностранным языкам.
- Психолого-педагогические аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров.
- Система повышения квалификации педагогических кадров.
Публикации: Г. А. Китайгородская опубликовала более 50 научных работ, посвященных различным аспектам интенсивного обучения. Г.А. Китайгородская читает основные лекционные курсы для преподавателей, учителей школ, стажеров по различным аспектам системы образования, технологиям обучения и др.
Основные монографии и учебники:
- Методика интенсивного обучения иностранным языкам (1982, 1986). Монография.
- Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам (1988). Монография.
- Интенсивное обучение. Теория и практика - Изд. Русский язык- М., 1992 г. Монография.
- Учебник французского языка для начального этапа обучения (1978 + пять переизданий, последнее 2000 г.).
- Метод активизации возможностей личности и коллектива (2001).
- Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня / Сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская - Изд. НОЦ «Школа Китайгородской» - М., 1997 г.
- Метод активизации возможностей личности и коллектива / Юбилейный сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская - Изд. НОЦ “Школа Китайгородской”- М., 2000 г.
- Интенсивное обучение иностранным языкам / Сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская. Изд. НОЦ «Школа Китайгородской». – М., 2004.
- Метод активизации: актуальные проблемы развития / Сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская. Изд. НОЦ «Школа Китайгородской». – М., 2008.
- Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Изд. «Высшая школа» (2 издание, переработанное и дополненное). Монография.
Карьера:
- 1952-1954 — Московский Институт Востоковедения,
- 1954-1958 — Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза,
- 1969 — кандидат филологических наук,
- 1977 — заведующая кафедрой педагогики, психологии и методики высшей школы ФПК МГУ им. М.В.Ломоносова.
- с 1986 — заведующая межфакультетской лабораторией интенсивных методов обучения иностранным языкам.
- 1988 — доктор педагогических наук,
- 1990 — профессор,
- с 1988 г. — директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ.
- с 1989 г. — Президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской».
- с 1992 г. — заведующая кафедрой иностранных языков Международного Университета в Москве.
- с 1996 г. — декан-создатель факультета иностранных языков Международного Университета в Москве.
- с 1999 г. — заведующая кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ.
Учителя и ученики: Подготовлено 15 кандидатов наук (3 из них стали докторами наук).
Китайгородская, Галина Александровна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Галина Александровна Китайгородская — доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ, президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской».
Биография
Проходила обучение в Московском институте востоковедения (1952—1954)[1].
Обучение в Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (1954—1958) по специальности – преподаватель французского языка.
Защитила диссертацию «Интонация вопросно-ответного диалогического единства в современном французском языке»[2] на степень кандидата филологических наук (1969).
Заведующая кафедрой педагогики, психологии и методики высшей школы ФПК (Факультета повышения квалификации) МГУ (1977).
Заведующая межфакультетской лабораторией интенсивных методов обучения иностранным языкам (с 1986).
Защитила диссертацию «Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам»[2] на степень доктора педагогических наук (1988).
Получила звание профессора (1990).
Директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ (с 1988).
Президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской» (с 1989).
Заведующая кафедрой иностранных языков Международного университета в Москве (с 1992).
Декан факультета иностранных языков Международного Университета в Москве (с 1996).
Заведующая кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ (с 1999).
Председатель Союза женщин МГУ (1997–2007)[2].
Президент «Школы Китайгородской» (с 2014).
Система обучения, названная мной «Метод активизации возможностей личности и коллектива», базируется на идеях известнейшего болгарского психотерапевта Георгия Лозанова, основателя суггестологии и суггестопедии. Г. А. Китайгородская встретилась с Г. Лозановым в 1969 году и прошла стажировку в центре Лозанова в 1970 году, что стало отправной точкой по созданию системы интенсивного обучения Китайгородской.
Награды и почетные звания:
Основные научные труды:
- Методика интенсивного обучения иностранным языкам (1982, 1986)
- Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам (1988)
- Интенсивное обучение. Теория и практика - Изд. Русский язык- М., 1992 г.
- Учебник французского языка для начального этапа обучения (1978 + пять переизданий, последнее 2000 г.)
- Метод активизации возможностей личности и коллектива (2001)
- Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Изд. «Высшая школа» (2 издание, переработанное и дополненное).
Видео по теме
Школа Китайгородской
Школа Китайгородской — научно-образовательный центр, проводящий интенсивное обучение общению на иностранных языках на основе метода Г. А. Китайгородской «метода активизации возможностей личности и коллектива». В отличие от традиционных методик преподавания иностранных языков система Китайгородской опирается на психологические резервы личности и коллектива при направленном управлении социально-психологическими процессами общения в группе, что позволяет учащимся в сжатые сроки легко и эффективно перерабатывать огромные объемы новой информации. Кроме того, с 1977 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова работал Центр интенсивного обучения иностранным языкам, в котором велись научные исследования и проходило обучение профессуры, аспирантов и студентов МГУ.
Примечания
Ссылки
wikipedia.green
Китайгородская, Галина Александровна Википедия
Галина Александровна Китайгородская — доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ, президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской».
Биография
Проходила обучение в Московском институте востоковедения (1952—1954)[1].
Обучение в Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (1954—1958) по специальности – преподаватель французского языка.
Защитила диссертацию «Интонация вопросно-ответного диалогического единства в современном французском языке»[2] на степень кандидата филологических наук (1969).
Заведующая кафедрой педагогики, психологии и методики высшей школы ФПК (Факультета повышения квалификации) МГУ (1977).
Заведующая межфакультетской лабораторией интенсивных методов обучения иностранным языкам (с 1986).
Защитила диссертацию «Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам»[2] на степень доктора педагогических наук (1988).
Получила звание профессора (1990).
Директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ (с 1988).
Президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской» (с 1989).
Заведующая кафедрой иностранных языков Международного университета в Москве (с 1992).
Декан факультета иностранных языков Международного Университета в Москве (с 1996).
Заведующая кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ (с 1999).
Председатель Союза женщин МГУ (1997–2007)[2].
Президент «Школы Китайгородской» (с 2014).
Система обучения, названная мной «Метод активизации возможностей личности и коллектива», базируется на идеях известнейшего болгарского психотерапевта Георгия Лозанова, основателя суггестологии и суггестопедии. Г. А. Китайгородская встретилась с Г. Лозановым в 1969 году и прошла стажировку в центре Лозанова в 1970 году, что стало отправной точкой по созданию системы интенсивного обучения Китайгородской.
Награды и почетные звания:
Основные научные труды:
- Методика интенсивного обучения иностранным языкам (1982, 1986)
- Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам (1988)
- Интенсивное обучение. Теория и практика - Изд. Русский язык- М., 1992 г.
- Учебник французского языка для начального этапа обучения (1978 + пять переизданий, последнее 2000 г.)
- Метод активизации возможностей личности и коллектива (2001)
- Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Изд. «Высшая школа» (2 издание, переработанное и дополненное).
Школа Китайгородской
Школа Китайгородской — научно-образовательный центр, проводящий интенсивное обучение общению на иностранных языках на основе метода Г. А. Китайгородской «метода активизации возможностей личности и коллектива». В отличие от традиционных методик преподавания иностранных языков система Китайгородской опирается на психологические резервы личности и коллектива при направленном управлении социально-психологическими процессами общения в группе, что позволяет учащимся в сжатые сроки легко и эффективно перерабатывать огромные объемы новой информации. Кроме того, с 1977 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова работал Центр интенсивного обучения иностранным языкам, в котором велись научные исследования и проходило обучение профессуры, аспирантов и студентов МГУ.
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
«Познанию все возрасты покорны …»
Пронзительный взгляд. Яркая внешность. Галина Китайгородская с экрана монитора смотрит серьезно, но не строго. Собираясь на встречу, изучаю биографию. Интересно, какая она – живая легенда, автор уникальной методики, в общении? Кого ни спросишь – все знают про ее Школу. Гораздо меньше известно о ней самой, об авторе «Метода активизации возможностей личности и коллектива».
Мы встречаемся в созданном Китайгородской Центре обучения иностранным языкам. Прохожу по длинному коридору. Из закрытых аудиторий доносится английская речь и смех. В светлом кабинете настежь распахнуты окна. Галина Александровна приветливо улыбается. Великолепная женщина, завораживающий низкий голос, обаятельная улыбка. Таких обычно запоминают с первого взгляда. Про методику – обязательно, но позже...
«Возрасту – нет!»: Галина Александровна, это не очень удобно – задавать вопрос о возрасте женщине, но наш проект про возраст, поэтому я переступлю это правило.
- Я очень легко говорю о возрасте. Мне 82.
- А многие свой возраст предпочитают скрывать. Лет с 30 примерно. Почему эта тема так сложна для женщин, как Вы считаете?
- Допускаю, что одна из причин болезненного отношения к своему возрасту в том, что не всегда женщинам удается жить «своей жизнью». К сожалению, они часто считают, что должны посвятить свою жизнь кому-либо: мужу, детям, внукам. Отсюда - типичная фраза: «я отказалась от своей жизни ради тебя». Зачем?! Меня эта фраза раздражает, отказываться от себя, от своего призвания нельзя! В противном случае тебе всегда будет не хватать уверенности рассказать о том, кто ты и сколько тебе лет. Вот и скрывают.
- А как бы Вы сформулировали ценность жизни. В чем она? Женщина ты или мужчина – неважно.
- Ценность жизни, на мой взгляд, в том, чтобы как раз найти себя, понять смысл своего существования. И наполниться этим смыслом. Именно поэтому нельзя «приносить себя в жертву» кому-то. Да, процесс поиска может занять всю жизнь, и что? На том нам жизнь и дана, я считаю.
- Я с Вами соглашусь. Жертвенность присуща очень многим нашим соотечественникам. Я это тоже замечаю. Но из этой позиции жертвы тяжело выбираться. Нужна серьезная работа над собой.
- Это тяжело, конечно. Но мы же прекрасно понимаем, что жизнь, прожитая в позиции «жертвы» - это трагедия. Притом страшная трагедия. Ведь в каждом из нас заложено то, что может изменить этот мир. Как бы пафосно это ни звучало.
«Если у родителя в душе ненависть, то все, считай, что ребенок ее присвоил себе».
- Галина Александровна, вы ведь воспитали не одно поколение людей. Вы – педагог по призванию. Знаете секрет воспитания человека в человеке? Мне кажется, что сейчас это как нельзя более актуально. Войны приобрели изощренный характер. Ненависть к «другому» - это форма существования. Достаточно зайти один раз в интернет и прочитать комментарии под любой статьей.
- По-моему, Платон говорил, что воспитание – это усвоение лучших, хороших привычек. Это не нравоучение, не диктат. Здесь работает так называемая «Ты-модель». Ты сам, своим поведением, своим отношением к другим людям показываешь маленькому человеку, как можно выстраивать свою жизнь и реагировать на происходящее вокруг. Ты ничего не навязываешь, ты уважаешь ребенка и его личность.
К сожалению, мир сейчас перевернулся. Люди не получают азов человечности. Ушла человечность. Откуда она берется? Да из семьи. А потом она укрепляется – в начальной школе. А потом укореняется – в средней школе. Хотя правильней было бы сказать: должна укрепляться и укореняться. И так далее. И если у родителей есть ненависть к другим людям, к себе, к миру, - его ребенок эту ненависть уже присвоил. Это страшно.
Призвание или работа?
- Галина Александровна, сейчас много примеров, когда люди находят себя в зрелом возрасте. Безусловно, они становятся счастливыми. Но с другой стороны, это ж сколько лет теряется, когда человек только к пенсии находит дело своей жизни…
Что делать, чтобы не быть всю жить «скитальцем»?
- Искать. Нового не придумали. За вас это никто не сделает. Существуют профориентационные методики, тесты. Это с одной стороны. С другой стороны – с помощью родителей. Но тут тоже есть проблема. Та самая «жертвенная» установка, о которой мы говорили, иногда соседствует со стремлением родителей предопределить жизненный путь своих детей. А если же этот предписываемый родителями путь не совпадает с собственными устремлениями и желаниями их ребенка? Тогда это приведет к серьезным личностным конфликтам, внутренней ломке, ощущению проживания чужой жизни. Если говорить о выборе профессии, то, наверное, мудрость здесь состоит в том, чтобы соблюсти тонкую грань между родительской помощью и готовностью принять в своем ребенке то, что не совпадает с вашим представлением о желаемом. Задача родителя – помочь ребенку раскрыться, найти его таланты. И вовремя отпустить. Кстати, такого рода мудрость чаще присуща людям уже состоявшимся, уже достигшим чего-то, не пытающимся воспринимать своего ребенка как проект, призванный компенсировать собственные неудачи.
А что касается «скитальцев», ищущих себя, то, вы знаете, я здесь вижу, как ни странно, и другую проблему – проблему профессионализма, а, точнее, отсутствия оного. Не знаю, согласитесь Вы или нет, но, по-моему, с профессионализмом у нас сейчас вообще катастрофа. И уж тем более на фоне всех тех вызовов, с которыми мы столкнулись в последние годы. Я глубоко убеждена, что, с одной стороны, уровень профессионализма в любом деле, которым ты занимаешься, - это своеобразная «лакмусовая бумага» правильности твоего выбора. А с другой стороны, профессионализм – это еще и «защита» своего Я от мук переживания на тему «А верный ли выбор я сделал?» Парадокс в том, что даже когда есть сомнения в правильности самоопределения, твой профессионализм сам по себе может приносить удовлетворение. Вот то самое чувство, что ты умеешь это делать и умеешь это делать на высоком уровне, - это великая вещь, это может стать источником вдохновения и невероятных положительных эмоций. Когда-то мне задали вопрос: вы перфекционистка? Да, в какой-то мере. Я помню, в одном интервью сказала, что если бы я была дворником, я бы была лучшим дворником района, города, страны. На любой должности можно работать так, что это будет примером для других. Это будет вызывать восхищение.
Кстати, та самая подготовка преподавателей, которой мы давно занимаемся в рамках повышения квалификации, это ведь по сути дела не только и не столько обучение какому-то новому необычному методу, сколько попытка восполнить недостаточный уровень профессионализма учителей. А в контексте нашего разговора не могу не заметить, что порой ведь к нам приходят учителя с 10-15-20-летним стажем. И эта их готовность к изменениям, к поиску себя в любом возрасте дает им в результате освоения нашего Метода непередаваемое ощущение душевного подъема, радости, сил для новых свершений. Это не может не вызывать уважения.
- Ваш метод «Активизации резервных возможностей личности и коллектива» как концепция изучения иностранных языков абсолютно не вписывается в принятую систему обучения. При этом Методу уже более 40 лет. В чем его уникальность? Как он работает?
- На самом деле не вписывается только потому, что ни преподаватели, ни программы, ни учебники не готовы ни к каким изменениям, не готовы к новому. А названием Метода я обязана блестящему болгарскому психотерапевту Георгию Лозанову: он ввел в обучение иностранным языкам такой термин, как суггестия. Но и этот термин, и многие другие положения и идеи Лозанова оказались непонятными педагогам. И это, мне кажется, была его ошибка. Мы встретились с Лозановым в 1969 году. Я изучила его методику и продолжала рыть в этом направлении. Постепенно удалось найти ответы на те вопросы, которые в рамках лозановского подхода оставались без ответа. Я назвала свою систему Методом активизации. Это название было придумано в честь Лозанова. Он считал, что человек может запоминать в 1000 раз больше, но никто тогда этого не понимал. И я отправила свою докторскую диссертацию Лозанову с вопросом, может ли изложенное в ней считаться моим подходом. Его отвел был: да. Так появился метод Китайгородской. Ну, а для ответа на вопрос, как эта методика работает, боюсь, понадобилось бы отдельное и весьма специальное интервью. Если совсем коротко, то мы обучаем общению на иностранном языке единственно возможным способом – через общение. У нас авторские учебники, с помощью которых мы создаем для наших слушателей яркую, интересную жизнь в аудитории. Они, порой, и уходить с занятий не хотят, при том, что занятие длится 5 часов. Каждый курс – это своего рода обучающая пьеса. Наши ученики получают роли-маски, они становятся непосредственными участниками различных событий, ситуаций. И благодаря нашим технологиям, ученики запоминают и тут же начинают использовать огромные объемы лексического материала. А результаты, которых мы добиваемся за 2 месяца работы, не сравнимы с годами обучения традиционным способом.
- А как новый метод был воспринят в образовательной среде?
- Я думаю, стоит начать с того, как он зарождался. После аспирантуры я работала на 10-месячных курсах при Институте иностранных языков. Эти курсы были созданы для преподавателей различных дисциплин, чтобы отправлять их читать лекции на французском языке в Алжире, Тунисе, Марокко и др. странах. И задача была - обучить их французскому. С задачей справились, и я решила рискнуть – превратить 10 месяцев в 6. Мы договорились с ректором, что если «шестимесячные» сдадут экзамен и комиссия решит, что отправлять их за рубеж можно, то полугодовому курсу быть, а группа поедет за границу. Экзамен предстоял жуткий. В комиссии сидели люди, которые люто ненавидели мой Метод. Шансы на успех были малы. Но я схитрила – записала весь процесс на магнитофон, а потом опубликовала статью, доказав блистательные результаты своих студентов. Эксперимент действительно удался: за полгода люди освоили язык настолько, что могли не только свободно общаться на любые темы, они читали стихи, французскую литературу в оригинале, они были абсолютно готовы к чтению лекций на французском. Но ректор не сдержала своих обещаний и группу за рубеж не выпустила. Я написала заявление об уходе. Так закончилась моя инязовская история.
- Фактически Вы остались со своей авторской методикой, но без возможности ее применять? Коммерческих курсов не было, язык преподавали только в средней и высшей школе. Что сделали Вы?
- Прежде всего, я поверила в свои возможности, в то, что я могу создавать что-то новое. Я подумала: кому это нужно – то, что создала? Школе – нет. Институту – нет. Тогда кому? Широкой публике? Да. И вот я создаю 2-месячный курс на 120 часов. Я собрала группу и провела первый бесплатный 2-месячный курс. Это был курс разговорного языка, в который вошла почти вся грамматика и 2500 лексических единиц. А вскоре – это было в 1977 году - мне неожиданно позвонил помощник ректора МГУ. И еще более неожиданно ректор предложил мне кафедру в МГУ, где я смогла бы продолжить свою работу, чтобы решить поставленную им задачу – научить профессуру говорить на иностранных языках. И началось удивительное время. Оно было поистине прекрасно!
- А как Вы вышли на первых лиц государства. Или это они на Вас?
- Далеко не сразу после того, как пришла в МГУ. Прекрасный начальный этап моей работы в университете сменился этапом, значительно менее прекрасным. Были и совсем трудные времена. Но так или иначе дело развивалось. В какой-то момент я стала заведовать межфакультетской лабораторией интенсивного обучения иностранным языкам. И снова – новая жизнь. Эта жизнь была замечательна тем, что появилась возможность проводить экспериментальные исследования в школах и институтах. А когда пришел Горбачев, ректору МГУ стали поступать звонки с просьбой готовить первых лиц государства, включая Шеварднадзе и его супругу. А еще позже было принято решение на высшем уровне о создании в МГУ Центра интенсивного обучения иностранным языкам, и тогда экспериментальные исследования стали проводиться уже во всесоюзном масштабе. Кстати, решение о создании Центра было подписано Горбачевым и Рыжковым, а директором меня назначил министр образования Г.А.Ягодин. Одним словом, в те, кажущиеся теперь уже далекими, времена такие вопросы ставились и решались, действительно, на государственном уровне. И притом с минимальной бюрократической волокитой и вполне ощутимым результатом.
- Долгая дорога к успеху. Можно было за это время несколько раз сдаться.
- Знаете, я выбрала свой путь, и он был тяжелым. И долгим. В конечном счете, с 1979 по 1985 годы он был мучительным. Но я знаю, что если вы не сдаетесь, дорога откроется. Не останавливайся и не бойся – мой главный принцип. Отсутствие страха – вот что важно. И в этом же секрет успеха активизации возможностей. Люди приобретают веру в себя и внутреннюю свободу. Сегодня не получилось, значит, получится завтра. По сути дела, именно это и происходит при обучении по нашему Методу.
- Галина Александровна, а если опыт изучения иностранных был неудачен? Имеет ли смысл пробовать еще раз? Все пишут о чудесных историях освоения языка после 50, 60, а я, если честно, иногда сомневаюсь – как это возможно? Я точно знаю, что я намного хуже запоминаю, чем в школе. И меня это уже расстраивает. Не знаю, что будет в 50.
- Все дело в подходе к изучению языка. Его нельзя выучить, его можно познать. И, главное, привить вкус к такому познанию. Представьте себе: весь мир – он велик. И язык открывает этот мир. И тот, кто его учит, начинает понимать, что вокруг масса интересных людей. А язык как средство общения – это путь к построению отношений с людьми. Язык – удивительное явление: он работает на интеллект, он работает на понимание другого. Среди прочего – это и путь к развитию толерантности. Язык - очень увлекательный предмет, если его правильно преподавать – не как свод правил, не как переводы и бессмысленные упражнения. Недаром вся жизнь человека направлена на постижение смысла. Нам нужно формировать думающего человека с помощью языков. А по поводу проблем запоминания в солидном возрасте – не надо на этом фиксироваться, когда вы идете изучать иностранный язык. Полезнее руководствоваться установкой, что вы идете именно изучать язык. Обратите внимание – не учить. Никто не спорит: хорошая память – это, конечно, большое подспорье в изучении языка. Но в нашем Методе мы ни в коем случае не призываем делать запоминание сознательной целью. На то существуют многочисленные приемы непроизвольного запоминания, которые мы широко используем. А для того, чтобы запоминание не превращалось в самоцель, цель для ученика надо найти другую, отличную от запоминания. Что мы и делаем. В конце концов, если вашей единственной ошибкой будет неверное употребление неправильного глагола в прошедшем времени, поверьте, коммуникация от этого не нарушится. Ведь ни грамматика, ни фонетика, ни лексика сами по себе, вне контекста общения, никакой коммуникативной ценности не несут.
- Галина Александровна, Вы прекрасно выглядите, вы на рабочем месте, вы водите машину, пьете кофе, курите – то есть всячески разрушаете мифы о возрасте. Все-таки возраст имеет значение или нет?
- Теоретически - да, практически - нет. Все зависит от человека. Есть люди, которые себя старят. Я не буду читать, мне неинтересно, я это видел… И человек опускается, он перестает обогащать свой внутренний мир. А мир – бездонность. Все зависит от нашего желания и готовности к познанию. Жизнь – это счастье. Жизнь – это деятельность!
Интервью записала Лейла Агирбова.
13.09.2016. Галине Александровне Китайгородской исполнилось 82 года.
«Возрасту – нет!» поздравляет именинницу с днем рождения и желает ей новых успехов и побед!
www.vozrastu.net
Учиться в школе Китайгородской значит: |
|
1 |
Заговорить на иностранном языке уже на первом занятииВы погружаетесь в язык с самой первой минуты и начинаете говорить готовыми фразами, используемыми в реальных ситуациях общения. Невероятно? Мы знаем, КАК это сделать. |
2 |
Ощутить роскошь человеческого общенияВ течение курса вы «проживаете» новую жизнь – в новых ролях и меняющихся ситуациях, эмоционально и неформально общаясь с преподавателем и партнерами по группе. Мы учим и учимся "вместе, а не рядом". Мы работаем в команде единомышленников, друзей, создающих интересную историю на иностранном языке на каждом занятии. |
3 |
Cовершать путешествие в страну изучаемого языка на каждом занятииВы убедитесь, что можно путешествовать 3 раза в неделю, приходя на занятия, и поверите, что после рабочего дня жизнь только начинается! Мы поможем вам в кратчайшие сроки понять культуру другой страны и полюбить ее язык. |
4 |
В атмосфере психологического комфорта научиться слушать и слышать своих партнеровКак преодолеть языковой ступор? Как почувствовать свободу в языке, действительно ЗАХОТЕТЬ общаться со своими партнерами по группе? Только в дружественной, теплой атмосфере, где каждому хочется проявить себя и раскрыть свои способности. Мы владеем секретом создания ТАКОЙ атмосферы. |
5 |
Открыть в себе новые талантыОбучение языку у нас – это не зубрежка и не заучивание схем и правил. Это творческий и личностный рост, возможность самовыражения. Мы знаем, что каждый человек талантлив и верим в вас. |
6 |
Проверить на себе эффективность метода Китайгородской, который уже стал классикой интенсивного обучения!Метод Китайгородской основан на исследованиях возможностей человеческого мозга и достижениях методики, психологии и лингвистики. Уже 35 ЛЕТ мы успешно ведем научную и практическую работу, которая позволяет нам достигать непревзойденных результатов. |
www.kitaygorodskaya.ru
Галина Александровна Китайгородская | Либрусек
Китайгородская Галина Александровна - доктор педагогических наук, профессор
должность: профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам
Награды и почетные звания:заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат Ломоносовской премии, кавалер ордена "Почетный знак Петра Великого, медаль ордена «За заслуги перед отечеством» 2 степени.
Другие звания:действительный член Международной Академии наук высшей школы, член административного совета МГУ, член Совета по проблемам иноязычной словесности при РАО, член Международной ассоциации прикладной лингвистики, член Комиссии Общественной палаты по вопросам дошкольного, общего и дополнительного образования, член Комиссии Общественной палаты по вопросам профессионального образования, член Общественного Совета г.Москвы, председатель Большого жюри конкурса «Учитель года г. Москвы», научный руководитель ГОУ «Центр педагогического мастерства» при Департаменте образования г. Москвы, член комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников г.Москвы, Президент научно-образовательного центра «Школа Китайгородской».
Научные интересы:
Методика преподавания иностранных языков.Психолого-педагогические основы обучения иностранным языкам.Интенсивное обучение иностранным языкам.Психолого-педагогические аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров.Система повышения квалификации педагогических кадров.
Основные результаты:Г. А. Китайгородская - автор оригинальной концепции и созданной на ее основе системы интенсивного обучения иностранным языкам. Разработанный ею метод "Активизация резервных возможностей личности и коллектива" вот уже на протяжении многих лет успешно используется в практике обучения на разных уровнях системы образования. В отличие от традиционных методик преподавания иностранных языков система Китайгородской опирается на психологические резервы личности и коллектива при направленном управлении социально-психологическими процессами общения в группе, что позволяет обучаемым в сжатые сроки легко и эффективно перерабатывать огромные объемы новой информации. Г.А. Китайгородская является создателем уникальной системы переподготовки преподавателей иностранных языков, в рамках которой за 30 лет подготовлены многие поколения преподавателей как из России и стран СНГ (Нижний Новгород, Сочи, Киев, Ижевск, Тобольск, Улан-Удэ, Сыктывкар и др.), так и из других стран (Финляндии, Польши, Болгарии, США, Чехии, Швеции и др.). В последние годы Г. А. Китайгородская огромное внимание уделяет подготовке учителей для средней школы. Только в течение последних пяти лет по заказу Правительства Москвы в НОЦ прошли стажировку более 100 учителей московских школ.
Авторские программы Г. А. Китайгородской успешно внедряются в школах России, многие из которых получили статус Федеральной площадки.
http://fpo.msu.ru/content/view/149/
librusec.pro