Мужчины и женщины моются в русских банях


Глава из книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Избражение на заставке: Русские бани. Гравюра из книги L’Univers. Histoire et Description de tous les Peuples. Russie. Париж. 1838 год.

Совместные общественные (торговые) русские бани для мужчин и женщин испокон веков были одной из немногих отрад в тяжелой и недолгой жизни простых русских людей. Западные путешественники и дипломаты оставили немало письменных свидетельств о совместном мытье мужчин и женщин в общественных русских банях. В самой Европе к XVII -XVIII векам пуританская христианская мораль уже давно одержала верх, благодаря грандиозным пандемиям чумы и эпидемиям сифилиса, которые быстро отучили европейцев от совместного посещения бань мужчинами и женщинами. К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный поддекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чем более серьезном. Совместное посещение бань мужчинами и женщинами характерно и для финнов, которые совместно парились как в общественных банях, так и в домовых финских саунах.

В средневековой же Европе общественные бани представляли собой что-то среднее между собственно банями, цирюльнями, ресторанами и борделями. В средние века до пандемий чумы и эпидемий сифилиса в Европе сходить в баню несколько раз в неделю, чтобы помыться, поесть и поообщаться в купели и в постели с платной подружкой было также естественно, как сейчас естественно для европейца зайти в кафе, чтобы перекусить. Мы подробно расскажем о банной истории средневековой Европы в отдельной главе, где, с документами и многочисленными репродукциями средневековых миниатюр и гравюр в руках, в пух и прах развенчаем бытующие в настоящее время мифы о «грязных европейцах» и «немытой Европе». Также мы рассмотрим исторические художественные произведения, рассказывающие о средневековом сексе в европейских банях. А пока мы поговорим о том, как женщины и мужчины совместно посещали бани в России, и при этом умудрялись сохранять свою невинность. Итак, предоставим слово тем, кто своими глазами видел, как мужчины и женщины совместно моются в общественных банях. Барон Августин Майерберг, посол августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, писал в 1661 году:

«В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнёю. Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие» [Майерберг А.,1874]. У польского дипломата Бернгарда Таннера, посетившего Москву в 1678 году, остались следующие впечатления:
«В Москве я видел две бани — одну отдельную на р. Москве, другую в Белом городе на р. Неглинной. Как везде, так точно и здесь они ведут себя неблагородно, даже еще хуже. Ради любопытства некоторые из нас захотели посмотреть на нее, и по принятому у нас обыкновению пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу: дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как завидели москвитяне нас покрытыми, — сами они безо всякого стыда были голы совершенно — так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже; кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного, и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться, как они вместо того, чтобы тереться, начали хлестать себя прутьями, орать, окачиваться холодной водой да, сверх того, при детях выделывать непристойные телодвижения. Нам стало противно, мы со смехом и вышли. Так же моются, видели мы, и женщины и тоже голыми бегают взад и вперед, не стесняясь» [Таннер Б. , 1891]. Будущий революционер и первый президент (диктатор) Венесуэльской республики Франсиско де Миранда также имел честь лицезреть русских женщин в банях во время своего визита в Россию в 1786 – 1787 годах: «…Потом осмотрел мужскую баню, битком набитую голыми, в чем мать родила, людьми, и заглянул на женскую половину, где увидел ту же картину: женщины мылись, расхаживали нагишом и т. д.; две или три из них отличались прекрасными формами…

5 июня. Я пошел в баню, где лицезрел множество обнаженных людей обоего пола, которые находились тут почти вперемешку, и никто из мужчин не удосужился прикрыться в присутствии стольких Ев… Поразительнейшее явление. Видел там также нескольких одетых женщин — притом молодых! — которые подходили к мужчинам и разговаривали с ними о каких-то делах, не испытывая ни малейшего смущения, как ни в чем не бывало»
[Де Миранда Ф., 2001].




Вид Серебренических бань и окружностей их в Москве. Иждивением Иоанна Валзера, Московской первой гильдии купца. Публиковано в 1799 году с высочайшим дозволением Его Императорского величества Павла Перваго Императора всея России. Гравюра на меди (фрагмент) по оригинальной картине художника Ж. Делабарта. Гравировал М.Г. Эйхлер.

Церковные и светские власти в России неоднократно пытались наложить запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами. Но когда властные запреты на Руси кем-либо соблюдались? Запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами как «в Пскове граде» содержится в «Стоглаве» – сборнике решений из 100 глав Собора 1551 года. Попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами предпринималось не раз (указ 1646 г. «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», указ Правительствующего Сената от 21 декабря 1741 года «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе»), но никто в России не спешил менять заведенный веками уклад банной жизни. В 1782 году императрица Екатерина II ввела Устав благочиния, в котором совместное посещение бани мужчинами и женщинами в торговых банях было запрещено, а детей другого пола разрешалось брать с собой в бани лишь в возрасте до 7 лет. [Цит. по: Титов Ю.П. (ред.), 1998]. Входить на женскую половину бань дозволялось лишь служителям, врачам, художникам и их ученикам. Последующая попытка разделить мужчин и женщин в общественных банях была предпринята императрицей Екатериной II в 1782 году. Но и эта атака на исконные банные традиции, судя по приведенным ниже иллюстрациям, также не имела особенного успеха. Обычай совместного посещения бань сошел «на нет» лишь во время царствования императора Александра I (1801 – 1825 гг.). На немного игривой гравюре с видом Серебренических бань в Москве 1799 года (репродукция вверху) изображен «женский день» в бане. Однако в левом нижним углу гравюры за группой женщин, идущих к плотам на реке Яузе с обнаженными купальщицами, изображены трое хорошо одетых господ (выделены рамкой). На другой работе (репродукция снизу) французского художника Жерара Делабарта, работавшего в России в 1787 – 1810 гг., посвященной так понравившимся ему Серебреническим баням, также заметен одетый господин, непринужденно беседующий с обнаженной дамой на фоне разворачивающихся женских банных процедур:




Ж. Делабарт. Вид Серебренических бань на Яузе. Акварель. Фрагмент. 1790 г.

Свидетельство французского военного на русской службе Шарля Массона де Бламона о Петербургских общественных банях конца XVIII века показывает, что характер общественных русских бань не изменился и к этому времени, даже в новой российской столице — Санкт Петербурге:
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников, и, которому я не очень доверял…

Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились. С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно, и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий.

Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом, и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…

И надо сказать правду, насколько непристойно держатся женщины, настолько же девушки сдержанны и скромны. В них от природы заложены задатки глубоких и нежных чувств. Только с трудом развращаются они под влиянием окружающей испорченности. Почти все девушки обладают природным умом и прелестью; их глаза, ноги и руки не оставляют желать лучшего; в них есть та непринужденность, тот вкус к нарядам и приятность в разговорах, которые встречаются только у француженок. Присущая женщинам стыдливость притупляется как благодаря привычке к такому обращению с мужчинами, так и благодаря совместному посещению бань с детства»
[Массон Ш. , 1996].




Жан-Батист Лепренс (1734 – 1781). Общественная баня в России. 1760-е гг.

Совместное мытье мужчин и женщин в обнаженном виде было нормой не только в Москве и Санкт-Петербурге. Немецкий географ и секретарь голштинского посольства в Московию Адам Олеарий описал точно такие же банные обычаи в Астрахани:
«В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Иные не делали и этого. Женщины иногда выходили без стеснения голые — поговорить со своими мужьями» [Олеарий А. , 1906].

В Нижнем Новгороде дипломату из персидского посольства удалось подслушать банные разговоры между мужчинами и женщинами:
«Жители города – христиане, подданные московского царя; впрочем, имеют непристойные обычаи: ибо в этой стране лучшее удовольствие – бани, но в них моются мужчины и женщины вместе, без одежды; дозволяют себе весьма неприличные речи – более, чем допускает благопристойность в каком-либо государстве» [Дон Хуан Персидский, 1991]. Подтвердил совместное посещение бань мужчинами и женщинами на Руси и антиохийский Патриарх Макарий во время своего путешествия в Московию в середине XVII века:
«Мужчины и женщины моются в бане вместе без передников, но каждый из них берет от банщика род метлы из древесных ветвей, коей они прикрывают свою наготу, по их обычаю» [Павел Алеппский, 1898].

Более того, в русских общественных банях и в домовых боярских (дворянских) банях прислуживали мужчинам женщины-служительницы. Посетитель был вправе выбрать себе банщика-мужчину или банщицу-женщину. Голштинский дворянин Фридрих Вильгельм Бергхолц так писал о русских банщицах в 1721 году:
«Русские и чухонские женщины, прислуживающие там, превосходно знают свое дело. Они, во-первых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете, и, во-вторых, мастерски ухаживают за вами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полке и накрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками, сколько вы сами хотите, что необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После того они начинают царапать везде пальцами, чтобы отделить от тела нечистоту, что также очень приятно; затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не останется ни малейшей нечистоты; наконец, в заключение всего, окачивают вас, по желанию, теплою или холодною водою и обтирают чистыми полотенцами. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным» [Берхгольц Ф. В., 1860]. Будущий бургомистр Амстердама и друг царя Петра Николаас Витсен во время поездки со своим отцом по России в 1664 – 1665 годах также встретился с девушками в банях:
«У людей знатных отдельные бани в своих домах, где девушки моют купающихся мужчин и женщин…» [Витсен Н., 1996]. Немец Адам Олеарий также подтверждает русскую традицию мытья гостей в домовой бане женщинами:
«Для мытья отряжают женщину или девицу. Если у кого в гостях моется близко знакомый и любезный приятель, то к нему относятся очень внимательно, ухаживают за ним и берегут его» [Олеарий А., 1906].




Е. М. Корнеев (1782–1839). Русская баня. Офорт. 1812 год.

Не все иностранцы были в восторге от картин совместного мытья мужчин и женщин в русских банях. В 1774 году английский адвокат Натаниэль Рэкселл-младший писал в своих сочинениях:
«Я только что стал наблюдателем одного из их обычаев, которое меня несколько поразило. Это была общественная баня, в которой мылись не менее двух сотен человек обоих полов. Я знаю, вам приходит на ум описание софийских бань, сделанное леди Монтаг, и вы ожидаете чего-либо схожего; но ничего не может быть столь же несхожим, или отличным. Живой колорит ее пера вызывал сцены более чувственные и пылающие, чем любые из тех, что описывал Овидий или рисовал Тициан: мы видим воочию Магомедовых гурий, и красоту во всей ее обнаженной притягательности: но это было зрелище, скорее возбуждающее отвращение, чем желание, и к которому одно лишь любопытство могло привлечь меня. Это одни из нескольких публичных бань в Петербурге, которые стоят несколько копеек (ценностью равные половине английского пенни каждая) за вход. Здесь есть, в действительности, отдельные помещения для мужчин и женщин, но они, кажется, довольно безразличны к этому разграничению, и находятся и моются совершенно голыми друг перед другом. .. У большей части женщин были самые отвратительные фигуры, какие мне только доводилось видеть и напомнили мне Горациеву Канидию (Canidia), для которой они бы были вполне подходящей компанией. Я насчитал полдюжины юных девушек, которые были хоть более-менее симпатичными, но они не могли бы нигде иметь большего преимущества, кроме как в сравнении с теми. Как исследователь натуры, я признаю, что это была самая подходящая школа, которую только можно вообразить, поскольку мечты вряд ли смогут изобразить позу, которая не была бы здесь представлена; но как сластолюбец я никогда более не посещу этого места» [Wraxall Nl., 1776].

Не удивительно, что иностранцы, проживающие в Московии, испросили у Государя себе право на устройство отдельных бань, в которых они будут чувствовать себя уютнее. Парусных дел мастер, голландец Ян Стрюйс так описывал бани в Немецкой слободе в 1669 году:
«Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. .. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…

Мы сказали, что Москвитянин ходит в баню, как попало, что доказывает отсутствие в нем стыда. Так как иностранцы в этом отношении подражать им не могут, то выпросили для себя бани, принадлежащие только им и недоступные туземцам.Эти бани совершенно иные во всех отношениях, потому что чисты, опрятны и хорошо пахнут, так как каждый приносит с собою трав, которыми, купаясь, окуривает себя и наполняет приятным запахом весь дом. По выходе из ванны, вступаешь в комнатки, где с большим удобством вытираешься и обсыхаешь. Затем приносят вам или меду, или другого какого-нибудь напитка»
[Стрюйс Я., 1880].

К оглавлению книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Можно ли беременным женщинам мыться в бане?

особенности похода для мужчин и женщин

Чтобы ни говорили ученые умы, а человек был, есть и, наверняка, будет существом общественным. Редкие затворники, воспринимаются обществом, как нечто особенное, из рамок вон выходящее. О таких в нашей провинции говорят: «Либо святой, либо сумасшедший«.Типичнейший пример — баня. Ну какой же здравомыслящий русский человек будет принимать вожделенные процедуры обособленно и уединенно. Нет. Нам нужно солидное общество и веселая компания. И, даже, если у вас нет личной бани и нет устоявшейся годами банной компании не отчаивайтесь. Общая баня гарантирует вам и то и другое, причем, с избытком.

Оглавление

  • 1 Как все начиналось
    • 1.1 Гордость Империи
    • 1.2 Деревянные бани Руси
  • 2 Сделано в Германии
  • 3 А что сейчас
  • 4 Заключение

Как все начиналось

Чтобы ни говорили некоторые, особенно патриотически настроенные граждане, а Рим действительно дал человеческой цивилизации немало, и из этого немалую часть действительно хорошего и полезного. Типичнейший и ярчайший пример — общие бани.

Гордость Империи

Наследники бань древней Греции, римские термы стали центром общественной жизни тогдашней империи. Первые термы выстроил Агриппа и то ли по доброте душевной, то ли, наоборот, из за непомерного честолюбия завещал их в бесплатное пользование римским гражданам. Римские бани общие того времени это целый комплекс инженерно-технических сооружений, которые и в нынешнее технологически продвинутое время вызывает восхищение, и, чего уж там, скромничать, немалое уважение римской технической мысли. Предоставим краткий перечень функциональных зон классической римской термы:

  • Аподитерий — место для раздевания и хранения одежды во время принятия гражданином банных процедур;
  • Палестра — своеобразная фитнес — зона, помещение для физических упражнений, а в некоторых случаях и для принятия сеансов маслотерапии. В других же случаях, если терма была центральной, а не периферийной, под такие процедуры отводилась выделенная обособленная зона — айлептерий;
  • Тепидарий — умеренно теплое помещение;
  • Гипокауст — внутренняя зона термы где происходило прогревание тела сухим теплым воздухом. Обязательный атрибут гипокауста — обширный, но неглубокий бассейн;
  • Сердце термы — кальдарий. Самое горячее помещение римской термы. Именно здесь система циркуляции горячего воздуха была спроектирована и сооружена таким образом, чтобы обеспечить самый активный теплообмен;
  • Рядом, помещение с ласкающим русское ухо незамысловатым названием — пропнигий. Ничего предосудительного, просто парильня;
  • Фригидарий — комната с прохладной температурой бассейном.

Деревянные бани Руси

Общие бани на Руси хотя не имеют такого инженерного изыска, тем не менее, могут похвалиться давними, и, самое главное, весьма крепкими традициями. На римский мрамор, скульптуры и мозаику у нас отвечали деревом, крепким, забористым паром и уютным, порой, до самой глубины души предбанником. Уют, стерильность и общая атмосфера русской бани были настолько впечатляющими, что там не только осуществляли сугубо гигиенические процедуры, там еще принимали роды, выхаживали новорожденных и больных, мяли лен, сушили полотно и отправляли в последний путь тех, кто навсегда покинул этот бренный мир.

Русские бани того времени, прежде всего — бани семейные. Устроить в традиционный банный день семейный поход в баню считалось, вполне себе, в порядке вещей. Совместная баня с детьми не считалась зазорной и не осуждалась канонической церковью. По крайней мере ни информационных, ни практических гонений со стороны церковников на такую практику не предпринимались, по крайней мере, на уровне официальных позиций.

Важно! В то же время в Европе, в частности на британских островах в эпоху средневековья существовала и противоположная практика: «Британия — это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом. Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту».

Историческая практика показывает, что законы того времени прямо запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, и помещения общественных бань строго делились на мужские и женские, или же вводились специальные мужские или женские дни. Вот цитата: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду. Если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, то пусть заплатит штраф».

В позднее Средневековье были приняты «Правила Стоглавого Собора», которые прямо запрещали совместное принятие банных процедур мужчинами и женщинами, которые так же в пределах Руси простым народом повсеместно игнорировались без особых правовых или иных последствий.

Позднее, в эпоху императора Петра Великого иностранные граждане, не желая принимать участие в «дикости и разврате» которыми им представлялась общая баня для мужчин и женщин, организовали в Немецкой слободе свою собственную баню, в которых посещение лицами разного пола было разделено и во времени и в пространстве. Еще позднее, попав под влияние философских мыслей своего французского друга Вольтера, императрица Екатерина Великая издает Устав благочиния, в котором дозволяет свободный вход в женскую баню исключительно мальчикам до 7 лет, медикам и непосредственно служителям этого банного заведения. Однако, приверженный старым традициям простой народ обильно плевал слюной и на этот самодержавный акт.

Со временем, совместные бани, на наших отечественных просторах были активно вытеснены банями раздельными и немалую роль в этом процессе сыграла советская идеология воспитания гражданина высоких моральных качеств, а в Европе, процессы пошли в обратном направлении, что воплотилось в ставшей уже легендарной немецкой бане.

Сделано в Германии

Немецкие автомобили, немецкое пшеничное пиво и немецкая киноиндустрия прославили Германию далеко за ее пределами. После падения «железного занавеса» неискушенный отечественный турист шел в немецкую баню с широко открытыми глазами и крепко закрытым ртом, дабы эмоциями своими не проявить неуместное, в данном конкретном случае, дремучее бескультурье. Мужчины и женщины в общей бане, для советского человека, воспитанного на «Пионерской зорьке», «Комсомольской правде» и необыкновенно проникновенных речах дорогого Леонида Ильича были ударом если не под дых, то под сердце. Не выдержав сердечных мук, многие из тех самых неискушенных туристов решили, там же остаться и зажить по полной, в чем некоторые и преуспели. Перестройка и рынок, правда, породили новый тип отечественного обывателя, который на немецкую баню смотрит так же широко открытыми глазами, но уже и эмоции не скрывает. На самом деле, бани Германии продукт открытого общества, крепкой семьи и большого, по нашим меркам, достатка.

Словечко от Бывалого! Семейный отдых в сауне для немцев — понятие такое же обыденное, как для нас поход в булочную за пивом. Прекрасная инженерия, роскошная отделка, уникальное музыкальное сопровождение в немецкой бане делают ее желанным местом проведения семейного досуга, в котором не будет скучно не маленьким, не взрослым. Масса заведений, считает своим долгом включить в пакет услуг небольшую приятную мелочь, например в виде бесплатного фирменного мороженого оригинальной рецептуры, а что как неприятные мелочи умеют создавать хорошее настроение. Обилие термальных источников природного происхождения делают немецкую баден так же весьма и весьма недурственным местом комфорта, продуманности и добротности, тем самым, в котором понятие общая сауна уступает понятию семейная баня.

А что сейчас

Семейная банька медленно, но уверенно завоевывает популярность на наших широких просторах. Современная банная индустрия вовремя прочувствовала конъюнктуру и спрос на качественный семейный отдых и по мере сил, смекалки и возможностей пытается этот спрос удовлетворить. Хорошим подспорьем служит здесь и зарубежный опыт эксплуатации заведений подобного рода. Тенденция стала настолько модной и своевременной, что многие заведения имевшие репутацию полубандитского притона с блек джеком и девушками низкой социальной ответственности спешат исправить имидж и встать на путь истинный, который исповедует баня для семьи. Вообще, чем хороша и привлекательна общественная баня семейного типа:

  1. Из-за специфики контингента гораздо меньше проблем как с наемным персоналом, так, непосредственно и с посетителями.
  2. Как известно, порядка 60 — 65% прибыли банного бизнеса составляют не основные доходы, а конкретно сопутствующие продукты и услуги. Согласитесь, что оборот неподакцизных квасов, морсов, соков в долгосрочной перспективе гарантируют более стабильную прибыль, нежели пиво, водка, сигареты.
  3. Лечебный и спортивный массаж сейчас более востребованы и популярны, нежели массажи, широко распространенные в те же 90-ые годы.
  4. Ориентация банного бизнеса под слоган «в баню всей семьей» гарантирует общение исключительно с профильными контрольно-надзорными органами, а не с милицией и прокуратурой. Естественно, что семья, в данном случае не имеет ничего общего с сицилийскими мафиозными образованиями.

Заключение

Говорить о том, что совместная баня, кроме бани семейного типа в нашей стране может возродиться и ее ждет скорая реинкарнация по типу, к какому относились совместные бани образца Руси раннего Средневековья преждевременно и вряд ли обоснованно. Ситуация по странам Европы на сегодняшний день следующая. В Австрии и Германии общие бани для мужчин и женщин составляют примерно немногим более 75 % от общего количества зарегистрированных банных заведений. В Нидерландах и пограничных с ними районах Бельгии их более 95 %, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии порядка 20 %. Большое количество совместных бань в Германии и странах Бенилюкса можно объяснить, помимо всего прочего, сугубо экономическими интересами. Банное сооружение современного уровня конструкция очень дорогостоящая, поэтому тратить финансы на дублирование отдельно для мужчин и отдельно для женщин рачительные немцы и голландцы позволить себе не могут. Скандинавы и финны, вопреки расхожему мнению, очень тонко чтут культ семьи, поэтому общие бани у них не так распространены. У нас же. В последнее время, благодаря социальным сетям такое явление распространяется исключительно в закрытом, «клубном» формате. Энтузиасты на долговременной основе арендуют подходящее по формату банное помещение один раз в неделю, туда приглашаются любители совместных процедур по знакомству и поручительству. Как правило, случайных «уличных прохожих» там нет. Выйдет ли такое явление за рамки «клубного» формата? Время покажет. А если кому то ну очень не терпится, то Германия и Нидерланды всегда рады платежеспособным туристам. Да и немецкое пшеничное — страсть как хорошо.

Наш опыт совместного пользования туалетом с представителями другого пола — Ошманская одиссея

Наши дочери провели два года в одном туалете и раздевалке с мальчиками, пока они ходили в государственную школу в Европе. Похоже, что школы и общественные учреждения движутся к этому здесь, в США, поэтому я решил поделиться нашим анекдотическим опытом с теми, кто задается вопросом, как они собираются ориентироваться в том, что выглядит как наша новая норма как нация.

Мы оказались в нескольких ситуациях, которые не могли изменить или даже пожаловаться на них. Мы должны были проявлять изобретательность в том, как мы обращались с ними, желая одновременно быть мудрыми хранителями сердец наших дочерей, и в то же время не желая вбить клин между собой и культурой, которую мы полюбили и которой хотели служить. . Эта двойная цель действительно лежит в основе любого родителя-христианина при любом сценарии.

В ту же неделю, когда наши девочки начали посещать национальную государственную школу, мы узнали, что наша средняя дочь (тогда во втором классе) будет ездить со своими одноклассниками на общественном автобусе в местную среднюю школу каждую неделю, чтобы посещать уроки плавания в школьный бассейн. Идя вразрез с культурой, я спросил учителя, могу ли я каждую неделю присоединяться к классу в поездке. Сначала меня беспокоило то, что мой ребенок, плохо владеющий языком, будет ездить в общественном транспорте с 25 другими восьмилетними детьми и одним учителем. К счастью, учитель согласился, и каждую неделю я оказывался в раздевалке с девочками, когда они переодевались и принимали душ до и после плавания.

Я был поражен, когда понял, что тренер по плаванию может свободно бродить по раздевалке девочек, пока они принимают душ и переодеваются. Каждую неделю, пока 15 восьмилетних девочек раздевались догола, двадцатилетний тренер заходил в раздевалку и читал девочкам лекции о занятиях и о том, чего ожидать на предстоящем уроке. Как только я поняла, что это норма, моя миссия по обеспечению безопасности моего ребенка в общественном транспорте превратилась в миссию по обеспечению безопасности всех девочек в классе в раздевалке. Твердо чувствуя, что взрослая женщина должна присутствовать с девочками, когда мужчина может свободно бродить по раздевалке, я никогда не пропускала занятия.

Хотя раздевалки в старшей школе действительно разделялись по половому признаку, мы с удивлением обнаружили, что раздевалки в местных спортзалах — нет. Скорее одна большая раздевалка обслуживала оба пола. Можете себе представить наше удивление, когда мой муж вошел в дверь, отмеченную для мужчин, а мои дочери, а я вошла в дверь, отмеченную для женщин, и мы оказались в одной комнате, обозревая людей обоего пола и всех возрастов, меняющихся в одном месте. Обычно мы, девочки, расставались с моим мужем, находили проход со шкафчиками, в котором никого не было, и переодевались там. Но зная, что туда может попасть кто угодно, мы старались не отправлять ребенка одного в туалет или раздевалку во время нашего пребывания в учреждении (и на самом деле мы никогда не позволяли нашим детям ходить в туалет одним ни в одной стране в любое средство когда-либо — это просто неразумно, независимо от времени или места).

Последним удивившим нас сценарием, который связан не с туалетами, а с полом, были различия, которые мы наблюдали в спортивных состязаниях мальчиков и девочек. Когда класс нашей второй старшей дочери пошел на физкультуру, девочек отправили в лес собирать цветы, а мальчики играли в футбол. Когда наша средняя дочь проявила интерес к игре в футбол в команде, мы обнаружили, что нет женских команд, к которым можно было бы присоединиться. Эта реальность, в сочетании с обычными конкурсами красоты и женской наготой на телевидении и рекламных щитах, заставила нас быть особенно бдительными в том, как мы формировали понимание нашими девочками ценности быть женщиной. Я обнаружил, что мне нужно часто болтать с ними о внутренней ценности и способностях женщин, которые не всегда легко изображаются в декорациях или возможностях нашего города. Когда желание нашей средней дочери играть в футбол не ослабевало, мы обратились к местной команде мальчиков, и они позволили ей присоединиться.

Несмотря на то, что в Европе и Соединенных Штатах за интеграцией ванных комнат стоят разные мотивы, результаты будут одинаковыми — мальчики и девочки в ванных комнатах переодеваются и принимают душ вместе. В Европе я чувствовал, что это результат небрежного отношения к наготе и частной жизни. Не раз мы были свидетелями того, как местные жители полностью переодевались на парковках или в аудиториях — пока мы сдерживали вздохи, они не обращали на это внимания. Однажды, когда я вошла в класс детского сада нашего младшего, я увидела, как мальчики и девочки переодеваются вместе посреди комнаты, готовясь ко сну. Для них уединение или разлука не были проблемой.

Мы здесь, в Штатах, руководствуемся равенством. У меня лично есть твердое убеждение, что женщинам следует предоставлять все возможности, которые есть у мужчин. Отсутствие женского спорта и постоянное присутствие конкурсов красоты раздражало меня до глубины души. Сквозь зубы я сказал своим девочкам, что так быть не должно. Когда я спрашивал об этом соседей и друзей, я никогда не сталкивался с сильными чувствами. Я был свидетелем непринужденного принятия того, что это просто так, как есть.

В разговорах здесь, в США, когда я делюсь вышеупомянутым опытом с американцами, я немедленно замечаю предположение, что европейцы каким-то образом эволюционировали дальше, чем американцы. Почти всегда слушатель вмешивается: «Видишь? Почему мы такие ханжи (или почему мы такие жестокие) в США? Там их устраивает нагота, и у них нет проблем с изнасилованием или нападением…» Есть предположение, что, поскольку они более снисходительны, инклюзивны или что-то в этом роде, им лучше. Но я могу сказать вам, что это неправда. Основываясь на наших наблюдениях и беседах со многими друзьями, становится очевидным, что подавляющее большинство детей становятся сексуально активными к 15 годам. Партнерам многих девочек уже далеко за 20 (мы слышали, что некоторым из них за 30). это не подвергается сомнению и не вызывает беспокойства. По статистике мы знаем, что более половины всех беременностей прерываются. Мы воочию убедились, что женские тела объективированы и превращены в товар. Их бесцеремонное отношение к наготе, сексу и гендеру не лишено последствий.

Суть в том, что любой родитель в США или за границей должен быть родителем. Вы распорядитель жизни своих детей, поэтому установите границы, с которыми вы можете жить, и найдите способ их реализовать. Ищите творческие способы направлять сердца ваших детей, одновременно вовлекая их в культуру, в которую вас поместил Бог. Для нас мы не могли изменить чужую нацию. Мы не могли пойти к иностранному директору и попросить изменить всю общественную норму. Но мы могли мыслить нестандартно и присоединиться к нашим детям в их классах и раздевалках. Мы могли увидеть команду мальчиков и спросить, может ли девочка присоединиться к ней. Мы могли бы просматривать рекламные щиты с нашими детьми и говорить о них, а не позволять их сообщениям просачиваться без критической мысли. Я призываю вас, неважно, ненавидите ли вы грядущие изменения в ванной или приветствуете их, будьте родителем. Вы можете творчески проложить путь для своего ребенка, который также выполняет вашу обязанность быть светом везде, где вас призвал Бог.

Планирование ванной комнаты для мужчин и женщин: плюсы, минусы и практические аспекты

Ванные комнаты для мужчин и женщин становятся все более популярными, но в некоторых кругах по-прежнему вызывают споры. Просто посмотрите на дебаты о счетах за туалет, которые в настоящее время бушуют по другую сторону Атлантики.

В этой статье мы рассмотрим моральные аргументы за и против ванных комнат для мужчин и женщин, а также изложим некоторые практические соображения, которые вам необходимо учитывать при проектировании собственной ванной комнаты.

Профи

За последние годы общество добилось огромных успехов на пути к гендерному равенству, но, к сожалению, нам еще многое предстоит наверстать в том, что касается уборных. На первый взгляд это может быть неочевидно, но традиционный дизайн ванной комнаты всегда благоприятствовал мужчинам: женщины, как правило, пользуются ванной чаще, чем мужчины, потому что в целом мочевой пузырь у женщин меньше. В отличие от мужчин, им также необходимо заниматься вопросами женской гигиены.

Женщинам также требуется больше времени, чтобы сходить в туалет не только потому, что им нужно мочиться в сидячем положении, но и потому, что женская одежда (колготки, юбки и т. д.), как правило, более тесная.

Проблема в том, что, несмотря на то, что женщины пользуются туалетом чаще и тратят на это больше времени, мужские и женские туалеты всегда имеют одинаковый размер. Это приводит к длинным и неудобным очередям в дамскую комнату. Очереди в туалет — это не то, с чем приходится сталкиваться мужчинам, так почему же женщины? Ванные комнаты унисекс будут иметь большое значение для выравнивания игрового поля и помогут обеспечить так называемое «равноправие линий».

Гендерно-нейтральные туалеты также гораздо более открыты для трансгендеров. Решение, какой ванной пользоваться, является общей проблемой для людей, которые идентифицируют себя как трансгендеры; в недавнем опросе трансгендеров, проведенном в США, почти каждый десятый респондент сообщил, что в прошлом году ему отказывали в доступе в туалет. Печально, что трансгендеры также могут столкнуться с насмешками, угрозами и даже насилием за использование «неправильного» туалета. Если бы ванные комнаты для мужчин и женщин стали нормой, это больше не было бы проблемой.

Еще одним преимуществом туалетов для мужчин и женщин является то, что родителям намного проще сопровождать детей противоположного пола в туалет. Большинству мужчин будет неудобно заходить в женский туалет, и наоборот; единственная альтернатива — позволить детям пользоваться удобствами без присмотра. Хотя это и редкость, но оставление детей без присмотра в общественных туалетах может иметь трагические последствия: в 1998 году девятилетний мальчик был убит в общественном туалете, когда его тетя решила позволить ему пользоваться мужским туалетом одному.

Наконец, есть еще одно, совсем не столь важное преимущество установки универсальной ванной комнаты: они экономят деньги. Имея единую ванную комнату для всех пользователей, вы сэкономите для своего бизнеса ценные квадратные метры, которые можно использовать для более коммерческих целей. Вам также нужно будет покупать и устанавливать меньше приспособлений в целом, что, в свою очередь, сократит количество денег и время, которые вы тратите на техническое обслуживание и чистку.

Минусы

Конечно, ванные комнаты для мужчин и женщин — спорный вопрос, о чем свидетельствует пристальное внимание средств массовой информации, которому они подвергались в течение последних нескольких лет. Одна из главных проблем людей, выступающих против унисекс-туалетов, заключается в том, что они могут привести к росту сексуальных посягательств. Другие могут возражать против них по религиозным мотивам.

Большая часть противоречий вокруг гендерно-нейтральных ванных комнат, похоже, связана с детьми. Когда государственная начальная школа в Лондоне оборудовала туалеты для мужчин и женщин, это вызвало ярость у многих родителей, а онлайн-петиция против туалетов собрала более тысячи подписей.

Кроме того, многие люди стесняются пользоваться туалетом рядом с людьми своего пола, а тем более противоположного пола. Парурез, или синдром «застенчивого мочевого пузыря», представляет собой форму социальной тревожности, которая не позволяет больным сходить в туалет в присутствии других. Считается, что парурез затрагивает около 4 миллионов мужчин и женщин в Великобритании, хотя реальное число может быть намного больше — по самой своей природе парурез, как правило, занижается. Хотя нет данных о том, как унисекс-ванные влияют на застенчивость мочевого пузыря, разумно предположить, что проблема будет усугубляться присутствием представителей противоположного пола.

При всем при этом растущее распространение туалетов для мужчин и женщин, без сомнения, является побочным продуктом более широкого движения к полному гендерному равенству в обществе в целом. В конце концов, мы не разделяем ванные комнаты по признаку расы или религии — так почему же мы до сих пор разделяем их по полу? Есть вероятность, что те, кто выступают против однополых туалетов, вскоре окажутся на неправильной стороне истории, и, если учитывать социальные тенденции, то смешанные туалеты вскоре могут стать нормой.

Имея это в виду, давайте обратим внимание на практические аспекты создания гендерно нейтральной уборной.

Ваша ванная комната для мужчин и женщин

Ванная комната для мужчин и женщин, очевидно, должна быть больше, чем ванная комната для мужчин и женщин, чтобы в ней могли разместиться пользователи обоих полов. Хотя жестких правил относительно размера туалетной комнаты не существует, Управление по охране труда и технике безопасности выпустило руководство по количеству туалетов и умывальников, которые должны быть установлены на человека в ванной комнате смешанного использования:

Количество человек

Количество туалетов

Количество умывальников

1-5

1

1

6-25

2

2

26-50

3

3

51-75

4

4

76-100

5

5

 

Это должно помочь вам определить необходимые размеры вашей туалетной комнаты. Рекомендуемые размеры каждой отдельной туалетной кабинки указаны в части M Строительных норм и правил. Строительные нормы также предписывают, что при наличии четырех или более кабин в туалете одна из них должна быть увеличенной кабиной для пользователей с ограниченными возможностями. Вы также можете предоставить пеленальные столики, если это необходимо.

Поскольку все туалетные кабинки предназначены для женщин, вы должны установить в каждой кабинке мусорное ведро для гигиенических полотенец. Также мы продаем встраиваемые конструкции, которые можно вмонтировать в стену, что поможет сэкономить место.

Из соображений конфиденциальности может показаться хорошей идеей полностью исключить писсуары; тем не менее, их установка в туалете для мужчин и женщин сократит время ожидания для пользователей женского пола, а также сведет к минимуму риск мочиться на сиденье унитаза. Писсуары с чашами обеспечивают большую конфиденциальность, но писсуары с желобами дешевле и занимают меньше места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *