Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило. Есть ли в английском языке твердые и мягкие звуки


Типичные ошибки носителей русского языка в английском произношении (и как с ними бороться): torontoru

До приезда в Канаду я учила английский язык 16 лет: с первого класса в лингвистической гимназии, два года в университете и еще три на курсах в языковой школе после окончания. Ежедневно используя английский на работе в общении с клиентами из Северной Америки, я была довольно уверена в своем уровне владения языком, когда готовилась к переезду в Торонто четыре года назад. Если бы я писала этот текст не для этого сообщества, стоило бы сказать о том, с каким треском мои иллюзии на этот счет разбились о реальность. Уверена, все здесь как-то по-своему через это прошли, поэтому поберегу силы в пальцах для основного текста :)

В этой заметке я хочу поделиться своими наблюдениями, какие ключевые особенности и отличия фонетики английского языка представляют сложности для носителей русского.DisclaimerЯ не лингвист по образованию и пишу о фонетических явлениях так, как понимаю их для себя. Если в тексте ниже есть фактические ошибки, пожалуйста, поправьте меня.

Не все звуки английского языка имеют символьное обозначение в русском. Для удобства восприятия текста обычными людьми, не читающими транскрипцию IPA так же свободно, как символы родного языка, я прописываю произношение английских слов русскими буквами. Для этого я использую наиболее близкие звуки, но эта транскрипция в большинстве случаев не является ни верной, ни точной. ' - мягкость: - долгота() - звук-призрак, почти не слышен

Долгота звукаВ русском языке долгота звука не имеет смыслоразличительного значения (другими словами, слово не изменяется, если гласная затягивается при произношении: вилка = вииилка)В английском языке долгота звука изменяет слово. В транскрипции долгота обозначается символом :.Типичная ошибка - игнорировать долготу при произнесении гласных, что часто приводит к искажению смысла.sheep [ʃi:p] / [шыыип] - ship [ʃi:p] /[шып]sleep [sli:p] / [слыыип] - slip [slip] / [слып]

Мягкие согласныеВ русском языке согласные делятся на мягкие и твердые. Мягкость или твердость определяется следующей гласной, или мягким знаком. Некоторые согласные всегда являются мягкими (ч, щ, й) или твердыми (ж, ш, ц) в любом контексте.лот [лот] - лёт [л'от]том [том] - тень [т'йэн']год [гот] - гид [г'ит]

В английском языке мягких согласных нет. Все согласные звуки всегда произносятся твердо. (Поправка: в английском не все твёрдые, а все средние - то есть, не настолько твёрдые, как в русском. Спасибо, nastyushca.)Типичная ощибка - смягчать согласную перед привычными гласными, являющимися мягкими в русском языке.leap [li:p] / [лы:п] (неверно [л'и:п])sink [sɪŋk] / [сынк] (неверно [c'инк])

Шумящие согласныеВ русском языке согласные произносятся чисто. В английском языке к согласному звуку в некоторых случаях примешивается шумящая составляющая (фантомный звук [х], шумный выдох)Типичная ошибка - произносить согласную чисто.cat [kat] / [к(х)эт] (неверно [кэт])better [bɛtə] / [б(x)этэ] (неверно [бэтэ])

Звуки [θ] и [ð]Легендарное th. Не это ли самые дорогие русскому уху звуки в английском? :)Эквивалента этого звука не существует в русском языке, наши мышцы не имеют привычки становится в правильное положение для его произнесения, и это вызывает сложности, которые довольно легко уходят с тренировкой.Типичная ошибка - при произношении заменять эти звуки на [з], [c] или [т].

С точки зрения положения языка, звук [θ] и [ð] произносится одинаково: язык упирается в передние зубы или немного выдвигается вперед сквозь них. Во всем остальном положение похоже на произнесение звука [т], за тем исключением что при произнесении звука [т] язык прижат к небу и упирается в верхние зубы. Звук [θ] отличается от [ð] только тем, что в первом не присутствует голосовая составляющая ([θ] только шумит, [ð] звинит, к шуму добавляются вибрации голосовых связок)thank [θaŋk]this [ðɪs]

The Two TH [θ], [ð] Consonants

Звук [w]Это может показаться удивительным, но звук [w] по произношению ближе к звуку [o], чем к [v].Типичная ошибка - заменять звук [w] на [в].water [wɔ:tə] / [уотэ] (неверно [вотэ])

Упражнение для произнесения: 1. Сложите губы узкой трубочкой, как для звука [у].2. Перейдите к звуку [о], сделав трубочку пошире.3. Пропевайте "y-о-у-о-у-о-у-о", постепенно ускоряясь. Получившийся звук близок к искомому [w].

The [w] Consonant

Звук [h]В русском языке звук [х] шумный. На пути воздуха много препятствий, что создает отчетливый шум.В английском языке звук [h] гораздо менее шумный, воздух проходит более свободно и сам звук больше напоминает громкий выдох.Типичная ошибка - произносить звук [h] так, как русское [x].hand [hand] / [(х)энд] (неверно [хэнд])home [həʊm] / [(x)эум] (неверно [хом])

The [h] Consonant

Гласные звуки [ʌ], [æ], [ɛ]Довольно долго я считала, что основную фонетическую проблему для носителей русского языка представляют английские согласные. Я ошибалась. Несмотря на то, что некоторых согласных звуков не существует в русском языке, постановка их произношения происходит довольно легко через приведенные выше упражнения. С гласными звуками дело обстоит чуть сложнее, поскольку разница между ними в английском и русском языке тоньше.Типичная ошибка - произносить русские гласные звуки [а], [э], [йэ] вместо [ʌ], [æ], [ɛ] соответвенно. Это совершено не одни и те же звуки. Положение губ, языка и широта открытия рта значительно отличаются.

but [bʌt] (неверно [бат]) - bat [bæt] (неверно [бэт]) - bet [bɛt] (неверно [бет])

В произношении [ʌ] - в отличии от [а], короткий гортанный звук[æ] - в отличии от [э], требует опустить нижнюю челюсть чуть ниже и упереть язык в нижие зубы (в этом видео клипе это необычное для русскоязычного человека положение языка, когда он прижат книзу и немного выгнут вверх в центральной части, хорошо видно)[ɛ] - отличается от [йэ] тем что это не дифтонг (склейка двух звуков), как в русском языке, а чистый звук, и губы растягиваются в стороны чуть шире, чем при произнесении звука [э]

Словами это, конечно, не описать, поэтому смотрите видео и тренируйтесь произносить скороговорку Betty Botter:Betty Botter bought some butter;"But," said she, "this butter's bitter!If I put it in my batterIt will make my batter bitter.But a bit of better butterWill but make my batter better."Then she bought a bit of butterBetter than the bitter butter,Made her bitter batter better.So ´twas better Betty Botterbought a bit of better butter.

[ʌ] as in 'butter'

[æ] in 'bat'

[ε] as in 'bed'

Бонусное видео для самых настойчивых[ɑ] as in 'father'

torontoru.livejournal.com

Звуки в английском языкеСекреты английского языка

Звуки в английском языке отличаются от русских звуков. По своему опыту могу сказать, что в английском много твердых согласных и почти нет мягких. Напомню, что в русском языке есть звуки, парные по твердости и мягкости, такие как  [б] [б»], [н] [н»], [р] [р»], [ф] [ф»] и т.д.

Недавно учила американца произносить свое имя, так у него получалось не «Люба», а  «Льюба» или «Луба». Это как раз из- за того, что транскипция слова «Люба»  это [л» уба] , то есть первый звук [л»]  — он мягкий.  В английском его нет!!!

А еще в английском языке есть звуки, которых нет в русском.  Это звуки [ŋ] [Ɵ] [w] [ð] [æ] [ɜ]

Над их произношением нужно работать. Я не буду говорить тут, куда ставить язык и предлагать рисунки полости рта в профильном разрезе. Это все непродуктивно, и сколько я сама не смотрела на эти рисунки и не читала объяснения — ничего не помогает. Что же делать? А выход один: слушать эти звуки в речи носитетей языка, в словах и пробовать повторять. Некоторые рекомендации все таки есть и мы их с Вами обязательно рассмотрим в наших уроках.

Итак, в английском языке всего немного:

Гласные: короткие ( и, у , а , о, э, э, э) почему 3 э и чем они отличаются объясню более подробнее в следующих уроках, длинные ( обозначаются двумя точками и по длине как 2 звука)  и двойные (дифтонги) (иэ, уэ, ай, ой, оу, эа, ау, эй).

Согласные: глухие: (п, т, ч, к, ф, [Ɵ], с, ш), звонкие (б, д, дж, г, в, [ð], з, ж)

и те, которые не относятся ни к глухим, ни к звонким (м, н, [ŋ], х, л, р, [w], й).

Зачем нужны звуки? Каждое слово можно записать транскрипцией звуков. Буквы в английском языке читаются по правилам чтения, и не по правилам (слова — исключения). Например: в слове name  буква а читается по правилам: она стоит в открытом слоге (после буквы а стоит согласная и гласная -me).  А вот в слове have буква а читается как [æ] (средняя между э и а, произносится с широко открытым ртом буква э), так как это — слово исключение, и его чтение надо запомнить.

Итак, мы любое слово можем записать с помощью транскрипционных значков и прочитать его, если знаем все звуки английского языка. Если Вы не знаете как читается какое- то слово, но знаете звуки транскрипции, Вы можете открыть  англо- русский словарь  и прочитать транскрипцию этого слова (Например: слово «giraffe — [ʤɪʹra:f] джирааф.

Ударение в английской транскрипции ставится ПЕРЕД ударным слогом. Иногда ставят два ударения, это значит что оба слога ударные, но один более выразительный. Например, числа от 13-19 с окончанием -teen: thirteen, fourteen, fifteen и т.д.

Вообще язык — вещь изменчивая и он постоянно видоизменяется. Появляются новые слова, меняется произношение уже известных слов,  меняется стиль разговорной речи, вводятся новые обороты речи. Поэтому, нельзя учить английский по старым книгам и учебникам, у старых учителей, которые не общаются с носителями языка, не совершенствуют свой английский.

Еще рассмотрим, для чего учить английский алфавит. Вот жила я лет так до 16 без алфавита и читать умела и слова знала и думала, что учить алфавит — вещь бессмысленная! Ан нет! Любое слово можно spell  — произнести по буквам.

NAME — N_A_M_E (эн — эй- эм- и) Если человек не понял, какое слово вы говорите, всегда можно его произнести по буквам (если Вы знаете как оно пишется), и он сможет его понять.  Поэтому алфавит штука нужная. А еще в американском английском очень много сокращений всевозможных названий (ESL — English as the second language  — английский   как второй язык — предмет в школе для иммигрантов и др.), которые произносятся по буквам. Поэтому важность знания алфавита возрастает.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

E-mail

Pinterest

LinkedIn

Мой мир

Похожие статьи

youreng.ru

Как различать твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

 

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков

Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

Задания на различие пары согласных Г/К

Читайте также:

kinderinfo.ru

Основные различия русских и английских звуков – блог EnglishDom

Прежде чем приступить к чтению, посмотрите, пожалуйста, этот ролик — это займет всего лишь 35 секунд. Актриса Эми Уокер, которая довольно успешно имитирует русский акцент в английском, расскажет вам кое-что интересное. По ее мнению, отличительной чертой русского произношения является то, что в России холодно — и поэтому звук «рождается» где-то в глубине горла, чтобы не замерзнуть. Очень любопытное сравнение, не правда ли? Давайте посмотрим, какие еще отличия могут помочь нам заговорить по-английски более правильно и красиво.

"If you don't know how to pronounce a word, say it loud!"— William Strunk, Jr.  Вас также может заинтересовать: Правила чтения в английском языке

Гласные: количество и качество

В русском языке всего лишь 6 гласных, а в английском — целых 20. Очевидно, что с помощью русских звуков английские передать невозможно, даже не стоит и пытаться: например, слова «cart» и «cut», «bad» и «bed» в русской «озвучке» оказались бы одинаковыми. Поэтому нужно обязательно обращать внимание на такие моменты:

  • от качества звука (широкий звук [æ] или обычный [e]) зависит значение слова, поэтому все звуки нужно проговаривать четко и в соответствии с правилами;
  • долгота звука — тоже очень важная характеристика, которая, как мы знаем, отсутствует в русском языке. Здесь тоже нужно быть внимательными, чтобы не путать, например, «ship» и «sheep»;
  • в английском языке существуют дифтонги и трифтонги — сочетания двух или трех звуков, которые нужно произносить как одно целое. При этом они имеют главный компонент (ядро), звучащий более громко и четко, и второстепенный (скольжение), менее выраженный. Например, в слове «my» [maɪ] первая часть дифтонга произносится ярко, а вторая — очень бегло, почти что как краткий [j], то есть [aɪ] совсем не равно [a] + [ɪ].
"English people don't have very good diction.In France you have to pronounce very particularly and clearly, and learning French at an early age helped me enormously."— Vivien Leigh

Согласные: твердые и четкие 

Согласные звуки английского языка тоже имеют определенные отличия. Например:

  • практически все согласные произносятся твердо, независимо от того, какой звук за ними идет. Если, скажем, в русском слове «лить» звук [л] становится мягким из-за следующего за ним гласного [и], то в английском слове «little» ничего такого не происходит. Если вы по привычке будете смягчать согласные, то смысл слова не пострадает, это просто усилит ваш иностранный акцент;
  • в отличие от русского языка, в английском не оглушаются согласные в конце слова. Какие звуки вы слышите последними в словах «дуб», «глаз» и «год»? Правильно, [п], [с] и [т]. В английском же все произносится четко, а несоблюдение этого правила может запросто исказить смысл. Например, слова «bet» и «bed», «leave» и «leaf» различаются только одним последним звуком, но при этом означают совсем не одно и то же;
  • звуки [p], [t], [k] произносятся с придыханием, то есть с небольшим выдохом, как бы с оттенком звука [h]. Наиболее четко это придыхание слышно перед гласными, тогда как перед согласными его практически нет;
  • такие звуки, как [t], [d], [n], [l] образуются немного по-другому. За верхними зубами у нас есть бугорки-альвеолы, на которые нужно поставить язык при произнесении этих звуков. Соблюдение этого правила наряду с другими также поможет избавиться от русского акцента;
  • в английском языке есть звуки, не имеющие аналогов в русском. Это [r], [w], [ŋ] и, конечно же, всеми любимые [ð] и [θ]. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть и попробовать, чем долго читать текстовое описание. К счастью, современные технологие позволяют нам освоить все звуки в совершенстве, даже если у нас нет возможности пообщаться с носителем языка напрямую. Посмотрите обучающее видео для звуков [ð] и [θ], [w], [r] и [ŋ].
"I will buy any creme, cosmetic, or elixir from a woman with a European accent."— Erma Bombeck

Читайте также: Различия между русским и английским

Полезные советы

Кроме перечисленных особенностей, существует еще много больших и маленьких отличий между русскими и английскими звуками. Можно, конечно, найти учебник по фонетике английского языка, изучить все правила досконально и отрабатывать их с помощью специальных упражнений. Но гораздо эффективнее будет воспользоваться следующими советами:

  • не стесняйтесь имитировать носителей языка: если вы скопируете их мимику, звуки будут получаться лучше;
  • чем больше англоязычной речи вы слышите вокруг себя — тем больше ее особенностей вы впитываете подсознательно, без всякого заучивания;
  • научившись произносить отдельные звуки, обращайте внимание на их сочетания: слишком четкое произнесение каждого звука и слова тоже очень сильно выдает в вас иностранца;
  • общайтесь с native speaker'ами, потому что в беседе вы будете невольно подстраиваться под их манеру говорить и улучшать свое произношение. Студенты нашей школы английского по Skype имеют такую возможность благодаря дискуссионным клубам с преподавателями-носителями языка.

Итак, разобраться во всех нюансах и оттенках английских звуков отчасти сложно, но вполне возможно. Главное — заниматься с удовольствием, постараться переключиться в режим английского и не использовать русские звуки, и, конечно же, найти хорошие образцы для подражания. Верьте в свои силы и занимайтесь с удовольствием — уже совсем скоро ваше произношение заметно улучшится.

Большая и дружная семья EnglishDom

Занимайся английским бесплатно

в онлайн-тренажере

www.englishdom.com

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран [б] [б`] белье
ворс [в] [в`] вяз
горб [г] [г`] гиря
дом [д] [д`] дядя
золото [з] [з`] земля
кот [к] [к`] кит
лыжи [л] [л`] лимон
мусор [м] [м`] мяч
нора [н] [н`] Нюра
полы [п] [п`] пение
робот [р] [р`] река
солнце [с] [с`] семя
тон [т] [т`] темя
фурор [ф] [ф`] финал
хомяк [х] [х`] хижина

 

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

 

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки
[б] [ж] [к] [х]
[в] [з] [п] [ц]
[г] [л] [с] [ч]
[д] [м] [т] [ш]
[й] [н] [ф] [щ]

 

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердые перед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
 ж, ц, ш.
Мягкие после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

 

Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

  1. Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

  1. Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.

Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

  1. Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.

Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

  1. Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.

Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

  1. Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

childage.ru

Твердые и мягкие согласные звуки

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.Синим цветом -твердыеЗеленым цветом - мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д

 

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

   

  Твердые и мягкие согласные звуки К - Л

 

  Твердые и мягкие согласные звуки М - Н

 

  Твердые и мягкие согласные звуки П - Р

 

  Твердые и мягкие согласные звуки С - Т

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч

   Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ      Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].

Запомните: Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] - [б']

[в] - [в']

[г] - [г']

[д] - [д']

[з] - [з'] 

[п] - [п'] 

[ф] - [ф']

[к] - [к']

[т] - [т']

[с] - [с'] 

[м] - [м']

[н] - [н']

[р] - [р']

[л] - [л']

[х] - [х']

Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами. Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей. Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов. Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей. Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

www.razvitierebenka.com