Вестерн - это популярный жанр. Лучшие вестерны. Western это


Вестерн (жанр) - это... Что такое Вестерн (жанр)?

Ве́стерн (англ. western, букв. — западный) — направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику; вестерн характерен для кинематографа, телевидения, литературы, живописи и других видов искусств. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — будущих западных штатах США, а также и в Западной Канаде и в Мексике. Впервые появился в литературе, затем в кинематографе. В качестве кинематографического жанра распространился из США на другие страны, которые постепенно создали свои собственные эквиваленты вестерна.

Наибольший расцвет вестерна пришёлся на середину XX века. С того же периода наметился заметный спад.

Примыкает к вестерну аргентинская литература гаучо и рассказы об европейских поселенцах в Австралии.

Вестерн, кроме литературного, изобразительного и ТВ-искусства — стиль верховой езды и вид конного спорта, широко распространённый во всем мире, особенно в США.[1]Вестерн-спорт состоит из множества дисциплин, а соревнования собирают огромное количество участников и зрителей.[2]

Определение

Местом действия вестернов обычно являются западные американские штаты (Айдахо, Аляска, Аризона, Вайоминг, Калифорния, Колорадо, Монтана, Нью-Мексико, Невада, Орегон, Юта).

Время действия — период приблизительно с 1860 года до окончания т. н. «Индейских войн», датирующегося Бойней на ручье Вундед-Ни в 1890 году. Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы пространственно-временного периода также расширяются, чтобы включить Битву при Аламо (1836) и Мексиканскую революцию (конец 1920-х).

Вдобавок, вестерн был приспособлен к историческим и вымышленным обстоятельствам других стран, включая Аргентину, Австралию, Бразилию, Россию и даже вымышленные космические колонии (например, телесериал «Светлячок»).

Важная характеристика вестерна — столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским способом жизни. Часто этот конфликт показан через символическое столкновение характеров. В вестернах раннего исторического периода это обычно борьба индейцев с белыми переселенцами и американской кавалерией. В вестернах, время действия которых относится к более позднему периоду, это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, давлением со стороны крупного бизнеса и централизацией политической власти на местах.

Образ

Популярные фильмы-вестерны фокусируются на жизни полубродячего искателя, обычно ковбоя или стрелка (gunslinger). Он имеет атрибуты одежды соответствующего исторического периода — ковбойскую шляпу, шейный платок, сапоги, шпоры, оружие — револьвер или винтовку, седло и, конечно, лошадь.[3]

Верный конь и сам по себе может быть важным персонажем в сюжете.

Классические темы

Произведения в стиле вестерн часто изображают завоевание диких пространств и подчинение природы во имя цивилизации, или конфискацию территорий, по праву принадлежащих исконным обитателям приграничных территорий. Вестерны чаще описывают общество, организованное на основе кодекса чести, чем на основе законодательства, члены которого не имеют иного социального окружения, кроме своих ближайших коллег, родственников, или, возможно, вообще находятся в одиночестве.

Литературный предшественник

В некоторых случаях эти персонажи могут восприниматься как литературные потомки средневековых странствующих рыцарей, которые и стояли у истоков развития приключенческого жанра. Как ковбой или стрелок на Диком Западе, странствующий рыцарь в европейской литературе раннего периода путешествовал со своим конём от города к городу, сражаясь со злодеями разнообразных мастей и опираясь не на развитые социальные механизмы, а на свой собственный кодекс чести. И, как странствующие рыцари, герои вестернов часто рискуют собой ради «девы в беде».

Технология

Технология присутствует: телеграф, печатный станок и железная дорога обозначают неизбежный конец завоеваний и диких территорий. В некоторых поздних вестернах даже показываются автомобили и аэропланы. Важная роль отводится достижениям в области вооружений, в частности активно используется винчестер и кольт. Иногда показываются пушки и автоматическое оружие.

Пейзаж и окружение

В вестернах часто демонстрируется суровость дикой местности. Действие часто происходит в ландшафтах-пустынях. Типичный антураж — изолированные форты, ранчо и фермы, или маленькие приграничные городки, где есть салун, небольшой магазин, общественные конюшни и тюрьма.

Кроме дикой местности второе излюбленное место — салун. Он открыто указывает на то, что это — «Дикий Запад». Это место, где есть музыка (обычно очень расстроенное пианино), девочки (обычно проститутки), игра в (покер или в блэкджек), выпивка (пиво и виски), драки и стрельба.

В некоторых вестернах, куда добралась цивилизация, есть церковь и школа. В других, где ещё действуют приграничные правила, человеческая жизнь все ещё не имеет никакой ценности.

Пример сочетания характеров

Демонстрация этого контраста была очень эффектной в фильме Джона Форда «The Man Who Shot Liberty Valance» (1962). Женатая пара, которую играет Джимми Стюарт и Вера Майлз, возвращаются в город Шайнборн спустя много времени после того, как граница была закрыта. И обнаруживают, как говорит персонаж Веры Майлз, что «дикость стала садом» и теперь в городе есть школы, церкви и здание суда. Затем флешбэком показаны воспоминания Джеймса Стюарта о тех диких и опасных днях Шайнборна, когда он сталкивался там с персонажами Джона Уэйна, Ли Марвина, Эдмонда О’Брайана, Ли ван Клифа и проч.

Набор актёров в этом фильме — прекрасный пример «хорошего, плохого, злого» и красивого, которые являются ключевыми персонажами в большинстве фильмов. Для каждого хорошего парня, будь это Джеймс Стюарт, Гари Купер или Чарльз Бронсон, обязательно должен быть свой злодей, вроде Ли ван Клифа, Джан Мария Волонте или Брайана Долеви, своя прекрасная героиня — как Вера Майлз, Морин О'Хара или Ронда Флеминг, и незабываемые хара́ктерные персонажи, как Мартин, Джек Элем или Милдред Нэтвик.

Вестерн в литературе

Американская приключенческая литература XIX и начала XX веков основывалась на подручном материале — завоевании Запада. В этом жанре работали многие писатели.

См. также: Вестерн в литературе

Вестерн в кинематографе

Киновестерны — одно из направлений кинематографа и приключенческого кино в частности. Это визитная карточка американского кино, ковбойские фильмы в Голливуде снимаются с 1898 года.

Стиль вестерна, в котором описаний и диалогов мало, а пейзажи — красивые, прекрасно подходит для кинематографа. Ранние вестерны преимущественно снимались в павильонах, как и другие голливудские фильмы. Но когда выезды на натуру стали более распространены, продюсеры вестернов стали снимать кино в различных уголках Нью-Мексико, Калифорнии, Аризоны, Юты, Невады, Канзаса, Техаса, Колорадо или Вайоминга, часто превращая ландшафт не просто в живой фон, а в действующее лицо киноленты. Также в съемках задействовались кино-ранчо (movie ranch) — специально построенные городки.

Киновестерн имеет много жанров. Например, эпический вестерн, «the shoot 'em up», вестерн с поющими ковбоями, и даже комедийные и фантастические вестерны. Позже вестерны были заново осмыслены в т. н. «ревизионистских вестернах» (анти-вестернах, в число которых входят спагетти-вестерны).

Характерные черты вестерна

Место действия — обычно Дикий Запад.

Сюжет подчас может быть связан с историей переселения белых вглубь континента, к тихоокеанскому побережью. (Например, «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла).

Ковбои и стрелки́ играют важную роль в таких фильмах. Часто они борятся с индейцами. В ранних фильмах аборигены часто изображаются как бесчестные злодеи. Позже многие «ревизионистские» вестерны дают индейцам более приятную трактовку. Другая распространённая тема вестерна — квест, а также группа бандитов, терроризирующих маленькое поселение (как в «Великолепной семёрке»).

Типичные персонажи:

  • невозмутимый шериф
  • независимый охотник за вознаграждением («охотник за головами»)
  • лихой ковбой
  • кровожадный индеец, вождь, антагонист главного персонажа
  • благородный индеец, иногда помощник и спутник главного героя
  • коварные бандиты
  • профессиональные игроки в покер
  • чистая и невинная главная героиня
  • роковая женщина, иногда певичка
  • «девочки» из весёлых домов, особенно выделяется «бордель-маман»

Важный момент вестерна — скорость, темп действия, т. н. «быстрый выстрел» — иногда от бедра. Дуэль, перенесённая в американские условия.

Кроме того, имеет значение моральная оценка происходящего: добро сражается со злом, и, как правило, добро всегда побеждает. Иногда это придает киноленте некоторую лубочность. Но всё же, хэппи энд — обязательный элемент.

Классический вестерн

Вести отчет можно с 1903 года — «Большое ограбление поезда». Это был немой фильм режиссера Э. С. Портера с Брончо Билли Андерсоном (Broncho Billy Anderson) в главной роли. Популярность фильма дала возможность Андерсону стать первым ковбоем-кинозвездой и снятся в нескольких сотнях короткометражках-вестернах. Жанр был так востребован, что вскоре Андерсону составил конкуренцию Уильям С. Харт.

История вестерна в США так богата, что он объединил многие жанры: боевик, приключения, комедию, драму, ужасы, трагедию, пародию, мюзикл, фантастику и проч. Золотой век этого кинематографа связан с деятельностью двух режиссеров — Джона Форда (который любил снимать Джона Уэйна) и Говарда Хокса (Howard Hawks).

Ревизионистские вестерны

Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра.

С середины 1960-х многие американские продюсеры начали ставить под сомнение и менять многие из традиционных компонентов вестернов. Главным изменением было то, что индейцев стали чаще показывать положительными героями, а не «дикарями» из ранних фильмов. Публика устала от простого противостояния герой-злодей, и правомерности использования насилия для проверки характера или доказательства каких-нибудь прав. В некоторых вестернах даже начали давать женщинам более значимые роли.

Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах (англ.):

  • необычная мрачность тона
  • использование антигероя
  • значимые роли сильных женщин
  • более симпатичное изображение индейцев
  • критическое отношение к большому бизнесу, правительству, армии
  • критическое отношение к чрезмерной маскулинности
  • рост насилия на экране
  • необычная сексуальность
  • черный юмор
  • акцентация беззакония в этом периоде, предпочтение реализма перед романтизмом

В число голливудских фильмов этого направления входят: «Little Big Man» (1970), «McCabe and Mrs. Miller» (1971), «The Outlaw Josey Wales» (1976) и «Непрощённый» (1992).

Итальянские спагетти-вестерны оказались наиболее успешным примером развития вестерна этого периода.

Спагетти-вестерн

В 1960—1970-х годах возрождение вестерна в кинематографе совпало с возникновением «спагетти-вестернов» (или «итальянских вестернов»). Большинство из них — низкобюджетные предприятия, снятые на натуре (например, в какой-нибудь испанской пустыне), которая выбиралась и из-за низких расходов команде, и за сходство с ландшафтами западных штатов. Спагетти-вестерны характеризуются наличием более активного действия и насилия, чем голливудские вестерны.

Но лучшие образцы этого жанра, прежде всего, работы Серджио Леоне, имеют и пародийные реминисценции. Например, открывающая сцена из «Однажды на Диком Западе» является перевёртышем открывающей сцены из «Ровно в полдень». Эта интонация превращает их в фильмы, звучащие в другом тоне, нежели голливудские вестерны. Чарльз Бронсон, Ли ван Клиф и Клинт Иствуд прославились, снимаясь именно в спагетти-вестернах, в которых оставались и роли для таких знаменитых актеров, как Джейсон Робардс, Джеймс Кобурн, Клаус Кински и Генри Фонда.

«Истерн»

Снятые в Голливуде вестерны были популярны и за железным занавесом. В коммунистических странах развился даже целый поджанр, называемый «красный вестерн» или же «истерн» (eastern, от «east» — восток). В этих фильмах американские индейцы обычно изображались с симпатией, как угнетенные люди, борющиеся за свои права — по контрасту с американскими вестернами того же периода, где индейцы показывались злодеями. Часто в роли представителей индейской нации снимались югославы или турки (по причине отсутствия настоящих индейцев в Европе). Так актёр сербского происхождения Гойко Митич прославился исполнением благородных, добросердечных и обаятельных индейских вождей. Так что даже во время посещения США племя сиу сделало его почетным вождем племени. Американский актер Дин Рид, эмигрировавший в Восточную Германию, также снялся в нескольких фильмах.

Одним из самых популярных «истернов», выпущенных в СССР, считается «Человек с бульвара Капуцинов», в котором с политическим подтектсом повествуется о «перевоспитании» типичных ковбоев с помощью великого искусства кинематографа.

Contemporary-вестерны

«Contemporary Westerns», как следует из названия — фильмы, действие которых происходит в современной Америке, но тем не менее, используются темы и мотивы Дикого запада (мятежный антигерой, открытые ландшафты, дуэли, проч.). По большей части, их географическое место действия — те же самые западные штаты, и при этом воскрешается старый менталитет. В число таких фильмов входит «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пэкинпа (1974), «Одинокая звезда» Джона Сэйлеса (1996), «Однажды в Мексике» Роберта Родригеса (2003), «Три могилы» Томми Ли Джонса и «Don’t Come Knocking» Вима Вендерса (2005).

Вестерн и теория жанров

В 1960-е годы критики и учёные стали относится к кинематографу, как полноправному и настоящему жанру искусства. С ростом этого интереса, теория кинематографии стала развиваться в желании понять значения. Благодаря этому стремлению, а также параллельно со сходным явлением в изучении литературы, возник комплекс научных исследований, получивший название «теория жанров». Первоначально это был семантический и структуралистский подход к тому, чтобы понять, как в кинолентах передается значение. В течение продолжительного времени осмеиваемые за свое примитивное морализаторство, вестерны вдруг стали рассматриваться вместо этого как ряд условностей и кодов, которые работали со зрителем методом узнаваемой с первого взгляда, стремительной коммуникации. К примеру — белая шляпа всегда принадлежала хорошему парню, а черная — плохому, два человека лицом друг к другу на пустынной улице непременно заставляли ожидать перестрелку, все скотоводы были отшельниками, а горожане семейными и склонными к общине. Все киновестерны могут быть прочитаны как серия кодов и вариации этих кодов.

С 1970-х годов это свойство вестернов стало обнажаться благодаря кинолентам, в которых эти коды использовались прежде всего для подрыва сложившегося впечатления (в «Little Big Man» и «Maverick» это сделано комедийно). «Танцы с волками» Кевина Костнера воскресил эти коды и условности, но с одновременным «разворотом полярностей» (индейцы — хорошие, кавалерия — плохая). А «Непрощённый» Клинта Иствуда использует весь набор оригинальных условностей, за исключением финала: вместо того чтобы умереть храбро и стоически, герои унижаются и вопят).

Одним из итогов применения теории жанров стал вывод, что «вестерну» не обязательно происходить на Американском Западе или даже в XIX веке — ведь все коды могут быть обнаружены в других типах фильмов. К примеру, синопсис, типичный для вестерна: восточный представитель закона приезжает на запад, где он обменивается остроумными репликами и пулями с бандой убийц, получает поддержку от местного представителя власти, исполненного благих намерений, но неэффективного, однако в критический момент проявляющего себя и спасающего жизнь главному герою. Описание это подходит и к ряду вестернов, и к некоторым прочим фильмам, например, к «Крепкому орешку». «Хад» Пола Ньюмана и «Семь самураев» Акиры Куросавы — два других часто упоминаемых примера фильмов, действие которые происходит не на американском западе, но которые, тем не менее, имеют много типичных тем и характеристик. С другой стороны, справедливо, что не все фильмы, действие которых развивается на старом американском западе — вестерны.

Культурные влияния

Внешние влияния

Многие вестерны, снятые после 1960 года, находятся под глубоким влиянием японских самурайских фильмов Акиры Куросавы. К примеру, «Великолепная семерка» (1960) Дж. Стерджеса — ремейк фильма «Семь самураев». А «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне и «Герой-одиночка» (1996) с Брюсом Уиллисом — оба ремейки куросавовского «Телохранителя», в свою очередь, инспирированного «Кровавой жатвой» — американским детективным романом Дэшила Хэммета. В свою очередь стоит отметить, что и Куросава находился под глубоким воздействием американских вестернов, особенно лент Джона Форда.[4] А в фильме «Красное солнце» (1970) эти два мира встречаются. Хороший ковбой — Чарльз Бронсон. Он помогает случайно оказавшемуся на Диком Западе самураю, роль которого исполнил Т. Мифунэ, актер А. Куросавы. (Злодея же играет Ален Делон).

Влияние на другие жанры

Несмотря на холодную войну, вестерны добрались и до кинематографа Восточной Европы, которая даже восприняла их как собственный жанр, называемый «красный вестерн» (англ. Red Western) или «истерн» (англ. Ostern). Как правило, он находил выражение в двух формах: это могли быть либо «правильные» вестерны, просто снятые в коммунистических странах, либо же приключенческие фильмы, использующие в качестве сюжета Гражданскую войну, например, борьбу с басмачами, в этом случае тюркоязычное население выполняло роль мексиканцев в классических вестернах.

Элементы вестерна могут быть найдены при желании и в некоторых кинолентах, явно принадлежащих к другому жанра. К примеру, «Герои Келли» — военный фильм, но действие и персонажи развиваются по образцу вестерна. Английский фильм «Зулусы», снятый на тему Англо-зулусской войны, также иногда сравнивается с вестернами, несмотря на то, что действие происходит в Южной Африке.

Вестерны были первыми «боевиками» в американском кинематографе. С увеличением количества жанров, излюбленный типаж главного героя никуда не исчез, перекочевав в смежные жанры. Это сильный, независимый герой-одиночка. В «Крепком орешке» персонажа Брюса Уиллиса его противник прямо, насмехаясь, сравнивает с Джоном Уэйном. (Дело в том, что этот противник — иностранец, он не понимает, в чем соль вестернов).

Персонаж Хамфри Богарта в таких фильмах, как «Касабланка», «To Have and Have Not» и «Сокровища Сьерра-Мадре» — это одинокий борец, руководствующийся только своим личным кодексом чести, что является, вне зависимости от самого жанра фильма, типичным героем вестернов, перекочевавшим оттуда в фильм-нуар. В свою очередь, вестерн, оказавший такое влияние на фильм-нуар, позже воспринял и от него некоторые черты, как это видно, например, в фильме «Sugar Creek», сочетающем приметы обоих жанров.

Пародии на вестерн также распространены. Известные примеры: «Support Your Local Sheriff!» с Джеймсом Гарнером, «Cat Ballou», «Сверкающие седла» Мэла Брукса и «Rustlers' Rhapsody» с Томом Беренджером.

Ответвление вестерна — «пост-апокалиптические» вестерны, где действие происходит в будущем, а общество, пытающееся восстановиться после случившейся катастрофы, показывается достаточно похожим на освоение диких территорий XIX века. В число примеров входит «Почтальон» с Кевином Костнером и «Безумный Макс», а также компьютерная игра «космических фильмов и сериалов были восприняты в значительной степени от условностей жанра вестерн. «Внеземелье» с Шоном Коннери заимствует фабулу «High Noon» и перемещает её в межзвёздное пространство. Джин Родденберри, создатель «Стар Трека», однажды сказал о своем восприятии этого телесериала, как «повозок переселенцев к звёздам» («Wagon Train to the stars»). Из более свежих примеров — телесериал «Светлячок» недвусмысленно использует тему вестерна для изображения дальних «приграничных» миров. А такие аниме, как «Cowboy Bebop», «Trigun» и «Outlaw Star» являются равной смесью элементов фантастики и вестерна. Таким образом, научно-фантастический вестерн является одновременно поджанром и вестерна, и фантастики.

Во многих романах Хайнлайна заселение других планет описывается согласно модели заселения американского запада. К примеру, в книге «Тоннель в небе», поселенцы обживают планету под названием Новый Ханаан, используя телепортационный портал, через который проходят груженые фургоны, а также проезжает их предводитель — верхом на коне и в соответствующей одежде. Хайнлайн поясняет: колонистам придется выживать в отрыве от цивилизации несколько лет, и лошади тут пригодятся больше, чем механизмы. В его же книге «Луна — суровая хозяйка» население Луны изображается как далекий от метрополии социум, выработавший собственные правила: в частности, все лунари — необыкновенно вежливы с друг другом и проявляют удивительную почтительность ко всем женщинам без исключения (ср. столь прославленное в литературе джентльменство техасцев). Связано это с тем, что все лунари — опасные люди, и если на Земле грубым словом могут пренебречь, на Луне за него тебя убьют. Почтительное отношение к женщинам тоже имеет аналогию с Диким Западом — женщин в несколько раз меньше мужчин, переселенцев. Они — хозяйки положения.

В серии книг «Тёмная башня» Стивена Кинга соединяются темы вестерна, классического фэнтези, научной фантастики и хоррора. Одно из главных действущих лиц — Роланд Дискейн, персонаж-стрелок, чей внешний облик и черты характера по большей части инспирированы персонажем Клинта Иствуда из фильмов Серджио Леоне.

Вдобавок, супергерой жанра фэнтези описывается как развившийся из героя-ковбоя, единственного обладающего всемогуществом в обычных городских условиях.

«Звёздные войны» Джорджа Лукаса используют многие элементы вестерна. Да и сам Лукас говорил, что намеревался воскресить в «Звёздных войнах» кинематографическую мифологию, которую удавалось использовать вестерну. Джедаи, имя которых образовано от японского слова Jidaigeki, созданы по образцу самураев (влияние Куросавы). Настоящий ковбой в «Звёздных войнах» — Хан Соло. Он одет как типичный стрелок, свои бластеры носит в двух кобурах, а стреляет от бедра. Заведение «Mos Eisley Cantina», в котором Хан Соло знакомится с Люком Скайуокером и Оби-Ваном Кеноби — типичный салун на Диком Западе. Харрисон Форд на эту роль был избран не зря — до этого он мелькал в телесериале-вестерне «Gunsmoke», потом он снимется в вестерне «Малыш из Сан-Франциско»[5]. Да и многие последующие его персонажи, включая археолога Индиану Джонса, останутся ковбоями. (Доктор Джонс даже будет носить шляпу и пользоваться кнутом).

Для описания симбиоза фантастики и вестерна используется слово «en:Weird West».

Известные актёры жанра вестерн

  • Эванс, Дейл
  • Дэвис, Гейл
  • Гибсон, Хут
  • Мерфи, Оди

Писатели

Классики жанра

Другие

Вестерны в других видах искусства

Жанр вестерна затронул также живопись и скульптуру, а так же компьютерные игры, комиксы, и ролевые игры.

Изобразительное искусство

  • Очень много художников и скульпторов работают в этом стиле, многие из них — признанные классики.[6]

Компьютерные игры

Манга

Комиксы

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Вестерн - это... Что такое Вестерн?

Ве́стерн (англ. western, букв. — западный) — направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику; вестерн характерен для кинематографа, телевидения, литературы, живописи и других видов искусства. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — будущих западных штатах США, а также в Западной Канаде и Мексике. Впервые появился в литературе, затем в кинематографе. В качестве кинематографического жанра распространился из США на другие страны, которые постепенно создали свои собственные эквиваленты вестерна.

Наибольший расцвет вестерна пришёлся на середину XX века. С того же периода наметился заметный спад.

Примыкает к вестерну аргентинская литература гаучо и рассказы об европейских поселенцах в Австралии.

Вестерн, кроме литературного, изобразительного и ТВ-искусства — стиль верховой езды и вид конного спорта, широко распространённый во всём мире, особенно в США. Вестерн (конный спорт) состоит из множества дисциплин, а соревнования собирают огромное количество участников и зрителей.

Определение

Местом действия вестернов обычно являются западные американские штаты (Айдахо, Аризона, Вайоминг, Вашингтон, Калифорния, Канзас, Колорадо, Монтана, Небраска, Невада, Нью-Мексико, Оклахома, Северная Дакота, Техас, Орегон, Южная Дакота, Юта).

Время действия — период приблизительно с 1860 года до окончания так называемых «Индейских войн», датирующегося Бойней на ручье Вундед-Ни в 1890 году. Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы пространственно-временного периода также расширяются, чтобы включить Войну за независимость Техаса (1836) и Мексиканскую революцию (1910-е годы).

Вдобавок, вестерн был приспособлен к историческим и вымышленным обстоятельствам других стран, включая Аргентину, Австралию, Бразилию, Россию и даже вымышленные космические колонии (например, телесериал «Светлячок»).

Важная характеристика вестерна — столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским способом жизни. Часто этот конфликт показан через символическое столкновение характеров. В вестернах раннего исторического периода это обычно борьба индейцев с белыми переселенцами и американской кавалерией. В вестернах, время действия которых относится к более позднему периоду, — это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, давлением со стороны крупного бизнеса и централизацией политической власти на местах.

Образ

Популярные фильмы-вестерны фокусируются на жизни полубродячего искателя, обычно ковбоя или стрелка (gunfighter или gunslinger). Он имеет атрибуты одежды соответствующего исторического периода — ковбойскую шляпу, шейный платок, сапоги, шпоры, оружие — револьвер или винтовку, седло и, конечно, лошадь.

Верный конь и сам по себе может быть важным персонажем в сюжете.

Классические темы

Произведения в стиле вестерн часто изображают завоевание диких пространств и подчинение природы во имя цивилизации, или конфискацию территорий, по праву принадлежащих исконным обитателям приграничных территорий. Вестерны чаще описывают общество, организованное на основе кодекса чести, чем на основе законодательства, члены которого не имеют иного социального окружения, кроме своих ближайших коллег, родственников, или, возможно, вообще находятся в одиночестве.

Литературный предшественник

В некоторых случаях эти персонажи могут восприниматься как литературные потомки средневековых странствующих рыцарей, которые и стояли у истоков развития приключенческого жанра. Как ковбой или стрелок на Диком Западе, странствующий рыцарь в европейской литературе раннего периода путешествовал со своим конём от города к городу, сражаясь со злодеями разнообразных мастей и опираясь не на развитые социальные механизмы, а на свой собственный кодекс чести. И, как странствующие рыцари, герои вестернов часто рискуют собой ради «девы в беде».

Технология

Технология присутствует: телеграф, печатный станок и железная дорога обозначают неизбежный конец завоеваний и диких территорий. В некоторых поздних вестернах даже показываются автомобили и аэропланы. Важная роль отводится достижениям в области вооружений — в частности, активно используются винчестер и кольт; иногда показываются пушки и автоматическое оружие.

Пейзаж и окружение

В вестернах часто демонстрируется суровость дикой местности. Действие часто происходит в ландшафтах-пустынях. Типичный антураж — изолированные форты, ранчо и фермы, или маленькие приграничные городки, где есть салун, небольшой магазин, общественные конюшни и тюрьма.

Кроме дикой местности второе излюбленное место — салун. Он открыто указывает на то, что это — «Дикий Запад». Это место, где есть музыка (обычно очень расстроенное пианино), девочки (обычно проститутки), игра в покер или в блэкджек, выпивка (пиво и виски), драки и стрельба.

В некоторых вестернах, куда добралась цивилизация, есть церковь и школа. В других, где ещё действуют приграничные правила, человеческая жизнь все ещё не имеет никакой ценности.

Пример сочетания характеров

Демонстрация этого контраста была очень эффектной в фильме Джона Форда «The Man Who Shot Liberty Valance» (1962). Женатая пара в исполнении Джимми Стюарта и Веры Майлз возвращаются в город Шайнборн спустя много времени после того, как граница была закрыта. И обнаруживают, как говорит персонаж Веры Майлз, что «дикость стала садом» и теперь в городе есть школы, церкви и здание суда. Затем флешбэком показаны воспоминания Джеймса Стюарта о тех диких и опасных днях Шайнборна, когда он сталкивался там с персонажами Джона Уэйна, Ли Марвина, Эдмонда О’Брайана, Ли ван Клифа и проч.

Набор актёров в этом фильме — прекрасный пример «хорошего, плохого, злого» и «красавицы», которые являются ключевыми персонажами в большинстве фильмов. Для каждого хорошего парня, будь это Джеймс Стюарт, Гари Купер, Джон Уэйн, Клинт Иствуд или Чарльз Бронсон, обязательно должен быть свой злодей, вроде Ли ван Клифа, Джан Мария Волонте или Брайана Долеви, своя прекрасная героиня — как Вера Майлз, Морин О'Хара, Клавдия Кардинале или Ронда Флеминг, и незабываемые хара́ктерные персонажи, как Мартин, Джек Элем или Милдред Нэтвик.

Вестерн в литературе

Американская приключенческая литература XIX и начала XX веков основывалась на подручном материале — завоевании Запада. В этом жанре работали многие писатели.

См. также: Вестерн в литературе

Вестерн в кинематографе

Киновестерны — одно из направлений кинематографа и приключенческого кино в частности. Это визитная карточка американского кино, ковбойские фильмы в Голливуде снимаются с 1898 года.

Стиль вестерна, в котором описаний и диалогов мало, а пейзажи — красивые, прекрасно подходит для кинематографа. Ранние вестерны преимущественно снимались в павильонах, как и другие голливудские фильмы. Но когда выезды на натуру стали более распространены, продюсеры вестернов стали снимать кино в различных уголках Нью-Мексико, Калифорнии, Аризоны, Юты, Невады, Канзаса, Техаса, Колорадо или Вайоминга, часто превращая ландшафт не просто в живой фон, а в действующее лицо киноленты. Также в съемках задействовались кино-ранчо (movie ranch) — специально построенные городки.

Киновестерн имеет много жанров. Например, эпический вестерн, «the shoot 'em up», вестерн с поющими ковбоями, и даже комедийные и фантастические вестерны. Позже вестерны были заново осмыслены в т. н. «ревизионистских вестернах» (анти-вестернах, в число которых входят спагетти-вестерны).

Характерные черты вестерна

Место действия — обычно Дикий Запад.

Сюжет подчас может быть связан с историей переселения белых вглубь континента, к тихоокеанскому побережью. (Например, «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла).

Ковбои и стрелки́ играют важную роль в таких фильмах. Часто они борются с индейцами. В ранних фильмах аборигены часто изображаются как бесчестные злодеи. Позже многие «ревизионистские» вестерны дают индейцам более приятную трактовку. Другая распространённая тема вестерна — квест, а также группа бандитов, терроризирующих маленькое поселение (как в «Великолепной семёрке»).

Типичные персонажи[1]:

  • невозмутимый шериф
  • независимый охотник за вознаграждением («охотник за головами»)
  • лихой ковбой
  • кровожадный индеец, вождь, антагонист главного персонажа
  • благородный индеец, иногда помощник и спутник главного героя
  • коварные бандиты
  • профессиональные игроки в покер
  • чистая и невинная главная героиня
  • роковая женщина, иногда певичка
  • «девочки» из весёлых домов, особенно выделяется «бордель-маман»

Важный момент вестерна — скорость, темп действия, т. н. «быстрый выстрел» — иногда от бедра. Дуэль, перенесённая в американские условия.

Кроме того, имеет значение моральная оценка происходящего: добро сражается со злом, и, как правило, добро всегда побеждает. Иногда это придает киноленте некоторую лубочность. Но всё же, хэппи энд — обязательный элемент.

Классический вестерн

Вести отчёт можно с 1903 года — «Большое ограбление поезда». Это был немой фильм режиссёра Э. С. Портера с Бронко Билли Андерсоном в главной роли. Популярность фильма дала возможность Андерсону стать первым ковбоем-кинозвездой и сняться в нескольких сотнях короткометражных вестернов. Жанр был так востребован, что вскоре Андерсону составил конкуренцию Уильям С. Харт.

История вестерна в США так богата, что он объединил многие жанры: боевик, приключения, комедию, драму, ужасы, трагедию, пародию, мюзикл, фантастику и проч. Золотой век этого жанра в кинематографе связан с деятельностью двух режиссёров — Джона Форда и Говарда Хоукса (оба часто снимали в главной роли Джона Уэйна).

Ревизионистские вестерны

Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра.

С середины 1960-х многие американские продюсеры начали ставить под сомнение и менять многие из традиционных компонентов вестернов. Главным изменением было то, что индейцев стали чаще показывать положительными героями, а не «дикарями» из ранних фильмов. Публика устала от простого противостояния герой-злодей, и правомерности использования насилия для проверки характера или доказательства каких-нибудь прав. В некоторых вестернах даже начали давать женщинам более значимые роли.

Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах:

  • необычная мрачность тона
  • использование антигероя
  • значимые роли сильных женщин
  • более симпатичное изображение индейцев
  • критическое отношение к большому бизнесу, правительству, армии
  • критическое отношение к чрезмерной маскулинности
  • рост насилия на экране
  • необычная сексуальность
  • чёрный юмор
  • акцентация беззакония в этом периоде, предпочтение реализма перед романтизмом

В число голливудских фильмов этого направления входят: «Дикая банда» (1969), «Маленький большой человек» (1970), «Маккейб и миссис Миллер» (1971), «Джоси Уэйлс — человек вне закона» (1976) и «Непрощённый» (1992).

Итальянские спагетти-вестерны оказались наиболее успешным примером развития вестерна этого периода.

Спагетти-вестерн

В 1960—1970-х годах возрождение вестерна в кинематографе совпало с возникновением «спагетти-вестернов» (или «итальянских вестернов»). Большинство из них — низкобюджетные предприятия, снятые на натуре (например, в какой-нибудь испанской пустыне), которая выбиралась и из-за низких расходов команде, и за сходство с ландшафтами западных штатов. Спагетти-вестерны характеризуются наличием более активного действия и насилия, чем голливудские вестерны.

Но лучшие образцы этого жанра, прежде всего работы Серджио Леоне, имеют и пародийные реминисценции. Например, открывающая сцена из «Однажды на Диком Западе» является перевёртышем открывающей сцены из «Ровно в полдень». Эта интонация превращает их в фильмы, звучащие в другом тоне, нежели голливудские вестерны. Чарльз Бронсон, Ли ван Клиф и Клинт Иствуд прославились, снимаясь именно в спагетти-вестернах, в которых оставались и роли для таких знаменитых актеров, как Джейсон Робардс, Джеймс Кобурн, Клаус Кински и Генри Фонда.

«Истерн»

Снятые в Голливуде вестерны были популярны и за железным занавесом. В социалистических странах развился целый поджанр, называемый «красный вестерн» или же «истерн» (eastern, от east — «восток»). В этих фильмах американские индейцы обычно изображались с симпатией, как угнетенные люди, борющиеся за свои права — по контрасту с американскими вестернами того же периода, где индейцы показывались злодеями. Часто в роли представителей индейской нации снимались югославы или турки (по причине отсутствия настоящих индейцев в Европе). Так, актёр сербского происхождения Гойко Митич прославился исполнением благородных, добросердечных и обаятельных индейских вождей в вестернах киностудии ДЕФА (ГДР). Во время посещения США племя сиу сделало его почётным вождём племени. Американский актёр Дин Рид, эмигрировавший в Восточную Германию, также снялся в нескольких фильмах.

Одним из популярных «истернов», выпущенных в СССР, является «Человек с бульвара Капуцинов», в котором с политическим подтекстом повествуется о «перевоспитании» типичных ковбоев с помощью великого искусства кинематографа.

Contemporary-вестерны

Contemporary Westerns, как следует из названия — фильмы, действие которых происходит в современной Америке, но тем не менее, используются темы и мотивы Дикого запада (мятежный антигерой, открытые ландшафты, дуэли, проч.). По большей части, их географическое место действия — те же самые западные штаты, и при этом воскрешается старый менталитет. В число таких фильмов входит «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пекинпа (1974), «Одинокая звезда» Джона Сэйлеса (1996), «Однажды в Мексике» Роберта Родригеса (2003), «Три могилы» Томми Ли Джонса и «Don’t Come Knocking» Вима Вендерса (2005), а также телесериал «Крутой Уокер: правосудие по-техасски».

Вестерн и теория жанров

В 1960-е годы критики и учёные стали относиться к кинематографу как полноправному и настоящему жанру искусства. С ростом этого интереса теория кинематографии стала развиваться в желании понять значения. Благодаря этому стремлению, а также параллельно со сходным явлением в изучении литературы, возник комплекс научных исследований, получивший название «теория жанров». Первоначально это был семантический и структуралистский подход к тому, чтобы понять, как в кинолентах передается значение. В течение продолжительного времени осмеиваемые за свое примитивное морализаторство вестерны вдруг стали рассматриваться вместо этого как ряд условностей и кодов, которые работали со зрителем методом узнаваемой с первого взгляда, стремительной коммуникации. К примеру — белая шляпа всегда принадлежала хорошему парню, а чёрная — плохому, два человека лицом друг к другу на пустынной улице непременно заставляли ожидать перестрелку, все скотоводы были отшельниками, а горожане — семейными и склонными к общине. Все киновестерны могут быть прочитаны как серия кодов и вариации этих кодов.

С 1970-х годов это свойство вестернов стало обнажаться благодаря кинолентам, в которых эти коды использовались прежде всего для подрыва сложившегося впечатления. Крупнейшим ревизионистом в жанре был Сэм Пекинпа, который в вестерне «Дикая банда» деконструировал миф о Диком Западе, показав происходящие события крайне жестоко, в переломное для старого Запада время. В «Маленький большой человек» и «Мэверик» это сделано комедийно. «Танцы с волками» Кевина Костнера воскресил эти коды и условности, но с одновременным «разворотом полярностей» (индейцы — хорошие, кавалерия — плохая). А «Непрощённый» Клинта Иствуда использует весь набор оригинальных условностей, за исключением финала: вместо того, чтобы умереть храбро и стоически, герои унижаются и вопят).

Одним из итогов применения теории жанров стал вывод, что «вестерну» не обязательно происходить на Американском Западе или даже в XIX веке. К примеру, синопсис, типичный для вестерна: восточный представитель закона приезжает на запад, где он обменивается остроумными репликами и пулями с бандой убийц, получает поддержку от местного представителя власти, исполненного благих намерений, но неэффективного, однако в критический момент проявляющего себя и спасающего жизнь главному герою. Описание это подходит и к ряду вестернов, и к некоторым прочим фильмам, например, к «Крепкому орешку». «Хад» Пола Ньюмана и «Семь самураев» Акиры Куросавы — два других часто упоминаемых примера фильмов, действие которые происходит не на американском западе, но которые, тем не менее, имеют много типичных тем и характеристик. С другой стороны, справедливо, что не все фильмы, действие которых развивается на старом американском западе — вестерны.

Наиболее известные вестерны в кино

Культурные влияния

Внешние влияния

Многие вестерны, снятые после 1960 года, находятся под глубоким влиянием японских самурайских фильмов Акиры Куросавы. К примеру, «Великолепная семёрка» (1960) Дж. Стерджеса — ремейк фильма «Семь самураев». А «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне и «Герой-одиночка» (1996) Уолтера Хилла — оба ремейки куросавовского «Телохранителя», в свою очередь, навеянного «Кровавой жатвой» — американским детективным романом Дэшила Хэммета. В свою очередь стоит отметить, что и Куросава находился под глубоким воздействием американских вестернов, особенно лент Джона Форда.[2] А в фильме «Красное солнце» (1970) эти два мира встречаются. Хороший ковбой — Чарльз Бронсон. Он помогает случайно оказавшемуся на Диком Западе самураю, роль которого исполнил Т. Мифунэ, актёр А. Куросавы. (Злодея же играет Ален Делон).

Влияние на другие жанры

Несмотря на холодную войну, вестерны добрались и до кинематографа Восточной Европы, которая даже восприняла их как собственный жанр, называемый «красный вестерн» (англ. Red Western) или «истерн» (англ. Ostern). Как правило, он находил выражение в двух формах: это могли быть либо «правильные» вестерны, просто снятые в коммунистических странах, либо же приключенческие фильмы, использующие в качестве сюжета Гражданскую войну, например, борьбу с басмачами, в этом случае тюркоязычное население выполняло роль мексиканцев в классических вестернах. Оригинален по замыслу фильм Цена сокровищ (Россия, 1992), повествующий о приключениях русского офицера и бурской девушки в Южной Африке во время Англо-бурской войны, ищущих сокровища для финансирования бурской армии и сражающихся с бандой местных гангстеров.

Элементы вестерна могут быть найдены при желании и в некоторых кинолентах, явно принадлежащих к другим жанрам. К примеру, «Герои Келли» — военный фильм, но действие и персонажи развиваются по образцу вестерна. Английский фильм «Зулусы», снятый на тему Англо-зулусской войны, также иногда сравнивается с вестернами, несмотря на то, что действие происходит в Южной Африке.

Вестерны были первыми «боевиками» в американском кинематографе. С увеличением количества жанров излюбленный типаж главного героя никуда не исчез, перекочевав в смежные жанры. Это сильный, независимый герой-одиночка. В «Крепком орешке» персонажа Брюса Уиллиса его противник прямо, насмехаясь, сравнивает с Джоном Уэйном. (Дело в том, что этот противник — иностранец, он не понимает, в чём соль вестернов).

Персонаж Хамфри Богарта в таких фильмах, как «Касабланка», «To Have and Have Not» и «Сокровища Сьерра-Мадре» — это одинокий борец, руководствующийся только своим личным кодексом чести, что является, вне зависимости от самого жанра фильма, типичным героем вестернов. В свою очередь, вестерн, оказавший такое влияние на фильм-нуар, позже воспринял и от него некоторые черты, как это видно, например, в фильме «Sugar Creek», сочетающем приметы обоих жанров.

Пародии на вестерн также распространены. Известные примеры: «Support Your Local Sheriff!» с Джеймсом Гарнером, «Cat Ballou», «Сверкающие седла» Мэла Брукса и «Rustlers' Rhapsody» с Томом Беренджером.

Ответвление вестерна — «пост-апокалиптические» вестерны, где действие происходит в будущем, а общество, пытающееся восстановиться после случившейся катастрофы, показывается достаточно похожим на освоение диких территорий XIX века. В число примеров входит «Почтальон» с Кевином Костнером, «Книга Илая», «Шестиструнный самурай» и «Безумный Макс», а также компьютерная игра «Fallout».

Многие элементы космических фильмов и сериалов были восприняты в значительной степени от условностей жанра вестерн. «Внеземелье» с Шоном Коннери заимствует фабулу «High Noon» и перемещает её в межзвёздное пространство. Джин Родденберри, создатель «Стар Трека», однажды сказал о своем восприятии этого телесериала, как «повозок переселенцев к звёздам» («Wagon Train to the stars»). Из более свежих примеров — телесериал «Светлячок» недвусмысленно использует тему вестерна для изображения дальних «приграничных» миров. А такие аниме, как «Cowboy Bebop», «Trigun» и «Outlaw Star» являются равной смесью элементов фантастики и вестерна. Таким образом, научно-фантастический вестерн является одновременно поджанром и вестерна, и фантастики.

Во многих романах Хайнлайна заселение других планет описывается согласно модели заселения американского запада. К примеру, в книге «Тоннель в небе» поселенцы обживают планету под названием Новый Ханаан, используя телепортационный портал, через который проходят груженые фургоны, а также проезжает их предводитель — верхом на коне и в соответствующей одежде. Хайнлайн поясняет: колонистам придется выживать в отрыве от цивилизации несколько лет, и лошади тут пригодятся больше, чем механизмы. В его же книге «Луна — суровая хозяйка» население Луны изображается как далекий от метрополии социум, выработавший собственные правила: в частности, все лунари необыкновенно вежливы с друг другом и проявляют удивительную почтительность ко всем женщинам без исключения (ср. столь прославленное в литературе джентльменство техасцев). Связано это с тем, что все лунари — опасные люди, и если на Земле грубым словом могут пренебречь, на Луне за него тебя убьют. Почтительное отношение к женщинам тоже имеет аналогию с Диким Западом — женщин в несколько раз меньше мужчин, переселенцев. Они — хозяйки положения.

В серии книг «Тёмная башня» Стивена Кинга соединяются темы вестерна, классического фэнтези, научной фантастики и хоррора. Одно из главных действующих лиц — Роланд Дискейн, персонаж-стрелок, чей внешний облик и черты характера по большей части инспирированы персонажем Клинта Иствуда из фильмов Серджио Леоне.

Вдобавок, супергерой жанра фэнтези описывается как развившийся из героя-ковбоя, единственного обладающего всемогуществом в обычных городских условиях.

«Звёздные войны» Джорджа Лукаса используют многие элементы вестерна. Да и сам Лукас говорил, что намеревался воскресить в «Звёздных войнах» кинематографическую мифологию, которую удавалось использовать вестерну. Джедаи, имя которых образовано от японского слова Jidaigeki, созданы по образцу самураев (влияние Куросавы). Настоящий ковбой в «Звёздных войнах» — Хан Соло. Он одет как типичный стрелок, свои бластеры носит в двух кобурах, а стреляет от бедра. Заведение «Mos Eisley Cantina», в котором Хан Соло знакомится с Люком Скайуокером и Оби-Ваном Кеноби — типичный салун на Диком Западе. Харрисон Форд на эту роль был избран не зря — до этого он мелькал в телесериале-вестерне «Gunsmoke», потом он снимется в вестерне «Малыш из Сан-Франциско»[3]. Да и многие последующие его персонажи, включая археолога Индиану Джонса, останутся ковбоями. (Доктор Джонс даже будет носить шляпу и пользоваться кнутом).

Для описания симбиоза фантастики и вестерна используется слово «en:Weird West».

Известные актёры жанра вестерн

  • Эллиот, Билл
  • Мэдисон, Гай
  • Стюарт, Джимми
  • Джонс, Бак
  • Эванс, Дейл
  • Дэвис, Гейл

Писатели

Классики жанра

Другие

Вестерны в других видах искусства

Жанр вестерна затронул также живопись и скульптуру, а также компьютерные игры, комиксы, и ролевые игры.

Изобразительное искусство

  • Очень много художников и скульпторов работают в этом стиле, многие из них — признанные классики.

Компьютерные игры

Манга

Комиксы

Примечания

Литература

  • Василий Горчаков. Каталог вестернов (с вступительными статьями А. Морозова «Тридцать лет в седле» и В. Горчакова «Приглашение на Дикий Запад») — М.: «КИНО-ВИДЕО-СОЮЗ», 1992. — 223 с.
  • Карцева Е. Н. Вестерн. Эволюция жанра — М.: Искусство, 1976. — 255 с.
  • Трауберг Ил. Вильям Харт — М.—Л.: Киноиздательство РСФСР, 1926. (Кинопечать). — 16 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое вестерн. Лучшие фильмы-вестерны: названия и описания

Что такое вестерн? Колорит фильмов этой категории прельщает многих зрителей неподражаемой атмосферой, кинолента завораживает видом бравых героев-ковбоев, лихими погонями на резвых скакунах, очаровательными девушками и реалистичными дуэлями. Особым успехом сюжеты о Диком Западе начали пользоваться в 70-е годы прошлого века, сразу после появления данной тематики в литературе. Общественность приняла на ура истории о невероятных приключениях доблестных шерифов и злобных разбойников из необъятных просторов Техаса.

"Вестерн" - значение слова, с чего все началось

Слово "вестерн" максимально отражает местность, на территории которой происходят все масштабные бои и перестрелки, - Запад. Жанр полностью посвящен одному из самых известных периодов в истории США - переломному моменту между полным беззаконьем и демократией. Значение слова "вестерн" говорит само за себя. Отсюда понятно, какие фильмы мы можем отнести к этому жанру. Именно о них и пойдет речь.

Особенности жанра вестерн

Что такое вестерн? Какие особенности этого жанра? Классическое понятие вестерна вывел и раскрыл перед зрителем Клинт Иствуд, многогранный актер и не менее талантливый режиссер. Благодаря тонкому чутью и умению завлекать публику, Иствуд стал настоящим героем из мира ковбоев и индейских общин для многих кино- и телезрителей.

Про вестерн сейчас говорят многие. Этот жанр кино нашел своего зрителя. Отличить настоящий вестерн от современных вариаций на эту тематику довольно просто, ведь многие из них не включают в себя самые важные характеристики жанра:

  1. Место дислокации всех главных героев - это, естественно, Техас (в последние годы многие кинорежиссеры допускают вольности относительно эпицентра событий).
  2. Началом событий являются разбойные выходки самого злобного из местных бандитов, который держит в страхе всю округу городка.
  3. В большинстве случаев шериф не отличается особым геройством или силой духа, сам подчиняется указаниям бандитов и не ведет против них законных действий.
  4. Настоящим героем является простой парень из народа, зачастую одиночка и молчун, который храбро выступает против бандитской своры и спасает самую красивую леди из местных жителей.
  5. В урагане разборок и погонь всегда появляются охотники за головами, которые одержимы жаждой наживы.
  6. После водоворота геройских событий звезда местного шерифа (живого или мертвого) переходит в руки главного героя.

Во всех кинолентах, посвященных ковбоям, динамика сюжета полностью зависит от количества и мастерства съемок сцен со стрельбой. Оружие данной эпохи отличалось особой эффектностью: порох вылетал с характерным басовитым звуком, и струйки дыма живописно окутывали стрелка.

Характерные образы и идолы категории "вестерн"

Фильмы-вестерны еще отличаются тем, что главный герой всегда ведет разгульный кочующий образ жизни, его внешний вид и отчужденное поведение свидетельствуют о многих испытаниях и лишениях, а храбрость и стремление отстоять справедливость порою зашкаливают.

Главный негодяй и разбойник имеет несносный характер, привычку оскорблять и нападать на окружающих, а также задираться с блюстителями закона. Типаж весьма колоритный, продуманный, во многих сценах может раскрываться с неоднозначной стороны.

Главная красавица истории имеет не только притягательные внешние данные, но и богатый внутренний мир: благодаря ее верности, расторопности и смелости в большинстве картин главные герой и побеждает.

Чтобы проникнуться атмосферой таинственного и опасного Техаса, стоит пересмотреть десятку лучших картин на эту тему:

  1. "Дикая банда" 1969 года выпуска. В центре сложного сюжета - закат целой эпохи Дикого Запада. Территория страны окутана тенью Первой мировой войны. Традиции и законы ковбоев и головорезов постепенно стираются из памяти населения, уступая место более насущным вопросам. Банда из 6 опытных, но не молодых уже грабителей решает провернуть последнее решающее "дельце", после которого повторит судьбу всего Дикого Запада...
  2. Не менее успешная премьера 1969 года "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид", которая повествует о двух напарниках и верных товарищах из бандитского общества "Дырка в стене". Благодаря гибкому уму Буча и безоговорочной верности Сандэса им удается дважды ограбить поезд, транспортирующий запасы денег по стране. Главари банды объявлены в розыск, руководить поимкой приказано супер-ищейке страны Балтимору. Чтобы скрыться из поля видимости следопыта, двое бандитов решают сбежать в Боливию...
  3. Более ранняя версия от Фреда Зиннеммана под названием "Ровно в полдень" расскажет историю внутреннего перевоплощения. Уилл мечтает пустить корни вместе с супругой Эмили в одном из стабильных городков. Но бывший осужденный Миллер возвращается в родной для Уилла город, что отомстить каждому, кто допустил его арест. Первым делом Уилл решает сбежать в близлежащие прерии вместе с женой и товарищами, но на половине пути осознает необходимость исправить прошлые ошибки и спасти горожан от смерти.
  4. "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" от великолепного Джона Форда. Центральная линия сюжета - жизнь сенатора Стоддарда, имя которого у всех на слуху. Однажды политик появляется в одном из старых городов Дикого Запада - Шибоне, чтобы почтить память доброго товарища Тома. Местный журналист решается расспросить сенатора о причине приезда и получает взамен невероятный материал - историю о победе над диким бандитом Либерти Вэлансе.
  5. "На несколько долларов больше" от Сергио Леоне. Картина освещает события из жизни охотника за головами (Человека без имени) и отчаянного полковника местной полиции Мортимера. Непростой дуэт образовался на фоне общего стремления поймать мексиканца Индиго, который терроризирует Дикий Запад. Власти штата предлагают охотникам приличные деньги за каждого пойманного злодея, а за банду Индиго каждый получит на несколько долларов больше.
  6. "За пригоршню долларов" рассказывает о жизни пригородного населенного пункта Сан-Мигеля, который за несколько лет превратился в арену для двух крупнейших банд Дикого Запада. Приезжий бродяга-стрелок решает вмешаться в установленный ритм жизни и спасти местных от нападок головорезов.
  7. "Искатели" (1956). Эпоха Дикого Запада была непростой. Там царили свои законы и обычаи, которые многих людей загоняли в немыслимые ситуации, лишая малейшего права поступать по принципам человечности. Итан Эдвардс потерял собственную племянницу - девушку похитили злобные команчи. Пять лет неустанных поисков и пребывания в постоянном одиночестве наставляют бывшего солдата армии конфедератов на истинный путь.
  8. "Поезд на Юму" (2007) - современное виденье войны между бандитами и стрелками из мелких городишек. Главаря местной шайки Бэна Уэйда жители желают отправить по железным путям в охраняемый форт Юму, и решиться на сопровождение такого опасного бандита смог только Дэн Эванс, бывший ветеран страшной Гражданской войны, но на первом же месте ночевки на Эванса и Уэйда нападают разбойники.
  9. "Однажды на Диком Западе" (1969) - рассказывает историю несчастной вдовы, земли которой запали в душу местному дельцу. Заполучив территорию, вымогатель сможет построить железную дорогу и рассчитывать на весомую прибыль впоследствии. Спасти вдову решилась неоднозначная парочка: бандит Шайен и таинственный бродяга.
  10. Лидером среди кинофильмов жанра вестерн является картина "Хороший, плохой, злой" (1967), которая приоткрывает завесу тайны над Диким Западом в период Гражданской войны. Троица отважных мужчин решает отыскать утерянное золото, но разруха в стране и постоянные боевые действия лишают героев единственного способа получать информацию - доверия к окружающим.

Десятка лучших продуктов кинематографа не только скрасит пару часов свободного времени, но и подарит безграничное количество положительных эмоций от просмотра транслируемых кадров.

Подборка вестернов с элементами боевика

Смешение нескольких жанров в одном кинофильме является умелым фокусом режиссеров, пытающихся закрыть дыры в сценарии и придать сюжету динамичности и интриги. С каким жанром кино можно сочетать вестерн? Боевики стали лучшими "напарниками" для вестерна. Рекомендованы к просмотру следующие картины:

  • "Висельник" (2015) - картина посвящена истории Амана, таинственного и неуловимого стрелка, который ведет охоту сразу на две добычи: бандитов Дикого Запада и своих личных демонов прошлого.
  • "Варвары и воры" (2012). Побег двух убийц, казавшийся изначально идеальным, превращается в очередное испытание. В лесу, среди тьмы и зверей, двое беглецов попадают в руки маршала, ведущего войну с китайским предпринимателем.
  • "Форт Аламо". Власти проводят широкую агитацию, призывая всех желающих отправляться выкупать земли. Этот период в истории Дикого Запада ознаменовывается походом президента Мексики на мечту многих кочевников - форт Аламо. Фильм снят по мотивам реальных исторических событий, повествует о битве при Аламо - крупнейшем сражении сил мексиканской армии с повстанческими отрядами американских поселенцев

Дикий вестерн - новая волна популярности жанра

Новый приток поклонников жанра вестерн появился сразу после выхода знаменитого кинофильма "Дикий, дикий Запад" с неподражаемым Уиллом Смиттом. Притягательной стороной киноленты стал сокрушительный юмор главного героя, интересные декорации и не менее многогранные характеры второстепенных персонажей. Также к дикому вестерну многие критики относят "Медленный Запад", который наполнен истинным духом эпохи ковбоев и передает максимально точно их внутренние переживания и мечты.

Антураж - главная приманка вестерна

В кинофильмах пейзажным кадрам отводится львиная доля всего времени, ведь благодаря им зритель погружается в атмосферу событий и не может оторваться от просмотра буквально до последнего кадра. Классическими площадками для съемок становятся изолированные форты Техаса, которых в стране осталось огромное количество, заброшенные или отреставрированные ранчо, настоящие фермы и, конечно же, маленькие городки с тематическими салунами.

Внешние раздражители, или Что повлияло на жанр

Многие историки и сценаристы отмечают большое влияние на развитие вестернов японских киношедевров о приключениях самураев, их характеры и стремление отвоевать справедливость и правду. Что ж, не будем отрицать, доля истины в таких утверждениях есть. А что думают по поводу картин рассматриваемого нами жанра милые дамы?

Вестерн с женской точки зрения

Что такое вестерн для представительниц прекрасного пола? Специально для женской аудитории некоторые режиссеры выпустили сразу несколько сочных премьер. Одной из самых колоритных и оригинальных можно считать фильм "Бандитки", который демонстрирует хрупких женщин в роли бравых наездниц и стрелков. Очаровательные бандитки стали истинной грозой Дикого Запада периода 1888 года.

Спагетти-вестерн и его особенности

Что такое вестерн? Значения слова и специфику фильмов этого жанра мы уже знаем. В мире кино появилось такое понятие, как спагетти-вестерн. Что это такое? Подобное название закрепилось за итальянскими версиями фильмов о Диком Западе. Особенностью данной разновидности вестернов является их картинная романтичность: герои имеют привлекательнейшую внешность, на фоне всегда звучит трогательная мелодия, а в конце зрителя всегда ожидает счастливая развязка. Киноленты Италии переполнены настоящей чуткой иронией и тонким сарказмом.

Приятного просмотра!

fb.ru

это популярный жанр. Лучшие вестерны :: SYL.ru

Что такое вестерн? Это кинематографический жанр, зародившийся в США, расцвет которого пришелся на середину прошлого столетия. Как правило, вестерн представляет собой приключенческую картину, повествующую о жизни первых поселенцев Дикого Запада. Такой фильм сложно представить себе без ковбоев, лошадей и перестрелок. Какие же ленты, относящиеся к этому жанру, можно назвать лучшими?

Какие фильмы-вестерны посмотреть

С просмотра каких картин стоит начать знакомство с данным жанром? Картину «Однажды на Диком Западе» нельзя оставить без внимания, перечисляя лучшие вестерны. Лента, увидевшая свет в 1969 году, рассказывает историю вдовы, которую пытается оставить без крова местный делец. Земли, принадлежащие несчастной женщине, необходимы мошеннику для строительства железной дороги, с помощью которой он сможет обогатиться. Казалось бы, он легко добьется желаемого, однако вдову берут под защиту герои с сомнительным прошлым.

Вестерн – это, как правило, история из жизни Дикого Запада. Этому определению полностью соответствует фильм «Хороший, плохой, злой», вышедший в 1967 году. Действие картины разворачивается во времена Гражданской войны. Троица героев пытается найти золото, затерянное где-то в прериях. У каждого из товарищей есть свой секрет, которым он не торопится делиться с другими. На пути к своей цели авантюристы постоянно вынуждены хвататься за оружие.

Фильмы 50-70-х

Вестерн – это жанр, который не выходит из моды уже достаточно долгое время. Многие замечательные фильмы, которые относятся к нему, были представлены на зрительский суд в 50-70-е. К примеру, поклонники историй о ковбоях непременно должны увидеть ленту «Искатели». Дикий Запад – место, где царит беззаконие, его обитатели вынуждены выживать любыми способами, не рассчитывая на помощь властей. Вот уже около пяти лет бывший солдат Итан Эдвардс пытается самостоятельно найти и вернуть племянницу, которую похитили команчи. Однажды ему удается напасть на след похитителей.

Какие еще хорошие фильмы-вестерны вышли в то время? «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» - история двух друзей из банды «Дырка в стене», которые промышляют нападением на поезда. Дважды герои смогли ограбить состав, который транспортирует крупные суммы денег. Однако банда объявляется в розыск, а на ее главарей открывает охоту лучший сыщик страны. Скрыться от погони товарищи надеются в Боливии.

«Дикая банда» - фильм, освещающий события, которые происходят на закате эпохи Дикого Запада. Его обитатели постепенно забывают о традициях и ценностях ковбоев, их начинают волновать более актуальные вопросы. Однако существуют люди, которые не спешат расставаться с прошлым.

Картины 80-90-х

Вестерн – это фильм, позволяющий зрителям насладиться погонями и перестрелками. Все это в изобилии присутствует в картине «Танцующий с волками». Действие разворачивается во времена Гражданской войны. Лейтенант Данбар оказывается единственным обитателем небольшого форта. Герой пытается различными способами бороться с чувством одиночества, он общается с обитающими поблизости волками, ведет дневник. Так продолжается до тех пор, пока рядом с его фортом не обнаруживается кочующее племя индейцев, с чего и начинается самое интересное.

«Непрощенный» - история о событиях, имевших место в 1880 году в Вайоминге. Одна из тружениц местного борделя становится жертвой нескольких подгулявших ковбоев. Подруги девушки, возмущенные легкостью наказания, наложенного на преступников местным шерифом, находят собственный способ отомстить. Они собирают крупную сумму денег и сулят их смельчакам, готовым убить негодяев. Конечно же, желающие тут же находятся.

Новый век

В наши дни по-прежнему сохраняется популярность жанра. Лучшие фильмы-вестерны, вышедшие относительно недавно, заслуживают внимания всех его поклонников. К примеру, обязательно стоит посмотреть «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино. Детектив-вестерн рассказывает историю о людях, сведенных вместе самой судьбой. Одним из героев является охотник за головами, который намеревается передать властям опасную преступницу.

«Джанго освобожденный» - вестерн, рассказывающий о событиях, которые предшествуют началу Гражданской войны. История начинается с того, что раб Джанго получает свободу и устраивается в помощники охотника за головами. Его главной целью являются поиски любимой жены Хильди, с которой он был разлучен по воле ее жестокого хозяина.

www.syl.ru

ВЕСТЕРН - это... Что такое ВЕСТЕРН?

  • ВЕСТЕРН — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Современная энциклопедия

  • Вестерн — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — [Словарь иностранных слов русского языка

  • ВЕСТЕРН — (от англ. western западный) жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Сюжет вестерна черпается, как правило, из истории освоения дальнего Запада. Термин вестерн употребляется также применительно к американской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — (англ. western, букв. западный), приключенческий фильм (обычно из жизни ковбоев) об освоении запада США в 19 веке. Вестерны на самом деле являются одной из жанровых разновидностей приключенческого фильма. Популярный американский актер К. Иствуд… …   Энциклопедия кино

  • вестерн — сущ., кол во синонимов: 2 • фильм (86) • хорс опера (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • вестерн — вестерн. Произносится [вестэрн] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Вестерн — У этого термина существуют и другие значения, см. Вестерн (музыка). Джон Уэйн …   Википедия

  • Вестерн — Western Фильм (или литературное произведение) о героях освоения американского Запада. Жанр вестерна неразрывно связан с историей Соединенных Штатов. С конца VIII в. и до начала XXв. Соединенные Штаты были страной движения. Поток переселенцев… …   Словарь дикого запада

  • Вестерн — вестерн, одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографии США. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. Хотя в основе многих вестернах лежали исторические… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Вестерн Википедия

    Ве́стерн (англ. western, букв. — западный) — направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику; вестерн характерен для кинематографа, телевидения, литературы, живописи и других видов искусства. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — в будущих западных штатах США, а также в Западной Канаде и Мексике. Впервые появился в литературе, затем в кинематографе. В качестве кинематографического жанра распространился из США на другие страны, которые постепенно создали свои собственные эквиваленты вестерна.

    Наибольший расцвет вестерна пришёлся на середину XX века. С того же периода наметился заметный спад.

    Примыкает к вестерну аргентинская литература гаучо и рассказы о европейских поселенцах в Австралии.

    Вестерн, кроме литературного, изобразительного и ТВ-искусства — стиль верховой езды и вид конного спорта, широко распространённый во всём мире, особенно в США. Вестерн (конный спорт) состоит из множества дисциплин, а соревнования собирают огромное количество участников и зрителей.

    Определение[ | код]

    Местом действия вестернов обычно являются западные американские штаты (Айдахо, Аризона, Вайоминг, Вашингтон, Калифорния, Канзас, Колорадо, Монтана, Небраска, Невада, Нью-Мексико, Оклахома, Северная Дакота, Техас, Орегон, Южная Дакота, Юта).

    Время действия — период приблизительно с 1860 года до окончания так называемых «Индейских войн», датирующегося Бойней на ручье Вундед-Ни в 1890 году. Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы пространственно-временного периода также расширяются, чтобы включить Войну за независимость Техаса (1836) и Мексиканскую рев

    ru-wiki.ru

    ВЕСТЕРН - это... Что такое ВЕСТЕРН?

  • ВЕСТЕРН — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Современная энциклопедия

  • Вестерн — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — [Словарь иностранных слов русского языка

  • ВЕСТЕРН — (от англ. western западный) жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Сюжет вестерна черпается, как правило, из истории освоения дальнего Запада. Термин вестерн употребляется также применительно к американской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — [тэ ], а, муж. Приключенческий фильм из жизни первых поселенцев американского Запада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • вестерн — сущ., кол во синонимов: 2 • фильм (86) • хорс опера (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • вестерн — вестерн. Произносится [вестэрн] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Вестерн — У этого термина существуют и другие значения, см. Вестерн (музыка). Джон Уэйн …   Википедия

  • Вестерн — Western Фильм (или литературное произведение) о героях освоения американского Запада. Жанр вестерна неразрывно связан с историей Соединенных Штатов. С конца VIII в. и до начала XXв. Соединенные Штаты были страной движения. Поток переселенцев… …   Словарь дикого запада

  • Вестерн — вестерн, одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографии США. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. Хотя в основе многих вестернах лежали исторические… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru