Александр Беленький. Необычные путешествияsecret.travel. Британские цыгане
Пэйви — британские цыгане - Рассказы о Британии
От свингов и апперкотов Джона О\'Доннелла противнику не увильнуть, ведь Джон сильнее многих - в апреле он выиграл престижный международный чемпионат по боксу — «Кубок Содружества наций».
Но этот 23-летний британец — необычный чемпион. Его дом — под лондонским мостом.
Трущобы британской столицы
Вот уже более 20 лет большая семья О\'Доннеллов живет прямо под одной из центральных автомагистралей Лондона. Они ютятся в домах-фургонах, которых на этом крохотном участке земли около двух десятков.
«Да, это трущобы, здесь ужасные условия для жизни, но это мой дом, - говорит Джон, выходя на крыльцо своего фургона. — Конечно, было бы хорошо жить подальше от шоссе и железной дороги. Но мы привыкли к этому месту».
Джон, его семья и еще примерно 80 человек живут здесь не потому, что в столице Великобритании не хватает жилплощади. Просто это их образ жизни, они — «ирландские путешественники» (Irish Travellers), или как они сами себя называют, пэйви. Внешне они совершенно не отличаются от британцев и ирландцев, но, тем не менее, являются отдельной этнической группой, со своими традициями, культурой и языком.
Оказавшись в Вествэе, названном также, как автомагистраль, забываешь, что находишься в Лондоне. На этом огороженном кусочке земли, где пэйви получили от властей разрешение разбить свой лагерь, все не так, как в других местах британской столицы.
Вокруг бродят с десяток собак всех пород и размеров, по единственной узенькой улочке бегает детвора в трико. По обеим сторонам улицы теснятся передвижные домики, окна и двери которых распахнуты настежь — ведь здесь все свои. Почти перед каждым фургоном стоят цветы в горшках, но кроме этого зелени нет, везде сплошной асфальт.
А прямо над головой по мосту проносятся автомобили.
Кочевники поневоле?
До сих пор точно не определено, откуда произошли пэйви. Некоторые ученые полагают, что это потомки ирландских крестьян, потерявших земли в XVII веке.
Их также называют ирландскими цыганами, хотя к цыганам-рома, предки которых вышли из Индии, пэйви генетически не имеют никакого отношения, и их единственное сходство с рома — это склонность к кочевому образу жизни.
В настоящее время далеко не все пэйви любят передвигаться с места на место, и в поселке Вествэй, где живет молодой чемпион, фургоны уже давно были переделаны под стационарные домики.
«Нас называют путешественниками, но мы давно никуда не ездим. Мой фургон всегда стоял и стоит на одном месте», — объясняет Джон.
Джону было всего девять лет, когда он начал заниматься боксом. Этот вид спорта очень популярен у пэйви. На летних цыганских ярмарках часто устраиваются кулачные бои. Многие мальчики бросают занятия боксом в подростковом возрасте, но Джон продолжил тренировки и стал выигрывать турнир за турниром.
«Это большое достижение, это показывает нашей общине, что мы можем чего-то достичь. Благодаря моему примеру, остальные пэйви видят, что могут стать профессионалами и начать таким образом зарабатывать деньги», — говорит Джон.
Родственники и друзья чемпиона считают, что Джону в жизни повезло, ведь в пэйви в Британии относятся не очень доброжелательно, и сделать карьеру им сложно.
Дискриминация
Жители Вествэя утверждают, что они сталкиваются с дискриминацией ежедневно — и что так было веками.«Нашу молодежь не пускают в кино. Если мы приходим в больницу, и люди знают, кто мы, они хотят побыстрее от нас избавиться», — рассказывает Сара, одна из жительниц Вествэя.
По данным министерства здравоохранения Британии, многие участковые врачи отказываются регистрировать пэйви, ссылаясь на то, что у них нет постоянного адреса. Из-за этого дети путешественников часто рождаются в фургонах, а больных лечат домашними средствами. В результате продолжительность жизни у пэйви в среднем на 10 лет ниже, чем у остальных британцев.
Детей пэйви нередко исключают из школ за плохое поведение и неуспеваемость. Причиной тому — фрагментарность образования.
Часть ирландских цыган ежегодно уходит в летнее кочевье, естественно, с детьми. Если родственница выходит замуж, весь клан вместе с детьми поедет на свадьбу и пробудет там не день или два, а неделю или месяц.
От девочек в возрасте 11-12 лет ожидают, что они должны помогать по хозяйству. Если папа отправился приводить кому-то в порядок сад или перекладывать крышу, то мальчик пойдет с ним, а не на занятия.
Многие британцы ассоциируют ирландских путешественников с драками, кражами и прочим криминалом. Однако представитель лондонской полиции сержант Уильямс утверждает, что это убеждение ошибочное.
«Нет никаких доказательств, что среди пэйви уровень преступности выше, чем в любой другой общине. Люди просто не хотят их получше узнать, к тому же, существуют еще и исторические предрассудки», — говорит Уильямс.
Поговорив с лондонцами, живущими по соседству с поселком пэйви, приходишь к выводу, что к ирландским путешественникам они относятся в целом неплохо. Это объяснимо — пэйви здесь живут давно, и живут законно - платят налоги, оплачивают воду и электричество.
Однако так обстоят дела далеко не везде.
До сих пор существуют предрассудки, как со стороны населения, так, к сожалению, и со стороны членов парламента и местных властей.
По официальным данным, из примерно 18 тысяч ирландских путешественников и рома, живущих в Британии, около 10% занимают участки земли незаконно. Именно этим «нелегалам» достается больше всего — от населения, не желающего терпеть соседство «бродяг», до местных властей, готовых зачастую потратить много средств, времени и сил, лишь бы избавиться от незваных гостей.
Жилищные трудности
По словам члена парламента Великобритании от Лейбористкой партии Энди Слотера, правительство страны старается улучшить условия жизни цыган.
«Мы пытаемся изменить ситуацию с нехваткой участков под стоянки, но встречаем сопротивление - из-за предрассудков, как со стороны населения, у которого неправильное представление о цыганах и пэйви, так, к сожалению, и со стороны членов парламента и некоторых представителей местных властей, которые считают, что, если они выступят против стоянок цыган, это сделает их популярными», — говорит Слотер.
В графстве Эссекс на юго-востоке Англии один из муниципалитетов судится с несколькими сотнями ирландских цыган из-за участка земли, на котором они незаконно жили в течение многих лет. судебные расходы местных властей уже превысили 700 тыс. фунтов стерлингов (1 млн 149 тыс. долларов).
Сами пэйви говорят, что они хотели бы жить там законно и не раз отправляли запросы на получение соответствующего разрешения, но получали отказы.
На просьбу BBC дать комментарий на эту тему, представители муниципалитета ответили: «Мы не будем с вами разговаривать из-за щепетильности дела». Они отказались объяснить, какие проблемы возникли у населения с «нелегалами» в фургонах и почему нельзя было решить этот вопрос иным способом, не выгоняя людей с обжитых мест.
Слотер утверждает, что если возникают конфликты между пэйви и остальным населением, то их причина — именно нежелание властей узаконить участки, на которых поселились цыгане.
«Когда возникают проблемы, они почти всегда связаны с недостатком жилищных участков. Ни с одной другой общиной в Британии власти не обходятся так, как с цыганами», — говорит парламентарий.
Нежелание ассимилироваться
У пэйви есть возможность раз и навсегда решить проблемы с жильем — поселиться в обычных домах, как все, и просто не упоминать о своем происхождении. Ведь внешне они ничем не отличаются от британцев, имеют паспорта Соединенного Королевства и знают английский как родной, остается лишь избавиться от типичного для пэйви произношения.
Но боксер Джон говорит, что для пэйви важнее всего - традиции и семья. Хотя некоторые цыгане и переехали в предоставленные властями квартиры, его - и подавляющее большинство ирландских путешественников — такая жизнь не прельщает.
«Я никогда не смог бы жить в обычном доме, я там себя чувствую, как в тюрьме. Здесь я могу выйти и пойти поболтать с соседями, зайти в соседний фургон. В доме все не так», — говорит Джон.
И добавляет, что хотя он стал чемпионом и получил хорошие деньги, из Вествэя он никуда уезжать не собирается.
londonmania.ru
шотландские цыгане и цыганские ирландцы — Российская газета
Первый квартал этого года ознаменовался нашествием громких произведений, посвященных шотландской и ирландской тематике. Речь идет о впечатляющем сиквеле "Трейнспоттинга", о крайне интересной программе юбилейного Фестиваля ирландского кино, релизе "Скрижалей судьбы" (The Secret Scripture) и "Аферы по-английски" (Tresspass Against Us) с замечательным Майклом Фассбендером и Бренданом Глисоном в главных ролях. Несмотря на то, что последний фильм, вопреки мастерской актерской работе, трудно признать выдающимся в силу откровенно провисающего в самых неподходящих местах сценария, тематика картины всерьез рассматривает очень интересный этнокультурный феномен, нашедший свое распространение в странах с преимущественно англо-саксонским и кельтским населением.
Мы говорим в первую очередь о "пэйви", которых часто ошибочно называют ирландскими цыганами вследствие их кочевого образа жизни, очень напоминающего традиции цыганских таборов, гораздо более привычных для Европы. Вопросом о том, кем являются пэйви, долгое время мучил многих исследователей. Основных гипотез об их происхождении было четыре: достаточно сильно ассимилировавшиеся цыгане; потомки викингов, осевшие в Ирландии после своего номадического нашествия на остров; ирландский субэтнос и потомки доирландского населения Ирландии, о котором известно только то, что оно существовало, так как его язык предположительно послужил субстратом ирландского. По данным различных исследований, версию о цыганском происхождении пэйви можно достаточно смело отмести, так как в средневековых литературных памятниках упоминания о "странниках" на несколько столетий предшествуют появлению на острове цыган.
Между собой эти таинственные люди разговаривают на языке шелта (также именуемом в народе gammon и cant, хотя последнее не совсем точно), чей синтаксис и лексика повторяют структуру ирландского и шотландского (в различных пропорциях - в зависимости от региона), однако в последнее время в нем наблюдается все больше английских заимствований. Для шелта характерен феномен перестановки слогов для усложнения понимания смысла сказанного "внешними" (gorgie). То же самое наблюдается, например, во французском арго.
Естественно, отличающиеся от общепринятых привычки, обряды и даже надгробные памятники, своеобразная набожность, собственный кодекс чести, непонятный окружающим язык, а также опасливо-снисходительное отношение ко всем "внешним", не добавляют этой группе симпатий со стороны большинства жителей Ирландии, Великобритании, Австралии и США, хотя в последних двух, в силу размеров стран и пестроты пришлого населения, они испытывают меньший дискомфорт.
Ранее, когда рынок труда был менее монополизированным и испытывал нужду в умельцах-лудильщиках, жестянщиках, коннозаводчиках и продавцах выносливых пород охотничьих собак, у "странников" было свое место в обществе, а спрос на их услуги был достаточно высок, куда бы они ни приезжали. Но в настоящее время они все чаще воспринимаются как нежелательные соседи, подозрительные личности с криминальной репутацией, народец без роду и племени. Постоянные переезды и, как следствие, - неграмотность и серьезные проблемы со здоровьем также не делают общение с ними привлекательным в глазах большей части общества.
И в кино, как и в литературе (преимущественно ирландской) их образы неоднократно появлялись. Именно со странниками знакомится девушка Кэти из прогремевшей в 1966-м году на все Соединенное Королевство социальной драмы Кена Лоуча "Кэти, вернись домой" (Cathy Come Home). Виенн из экранизации "Шоколада" (Chocolat; 2000) режиссера Лассе Халльстрема действует также вопреки мнению окружающих и знакомится с Ру (Джонни Депп). Если принять во внимание, что автор книги - британская писательница Джоанн Харрис, то становится понятней, о какого рода "цыганах" могла идти речь.
Показанный на Фестивале ирландского кино короткометражный фильм Джеймса Доерти "Дыши" (Breathe) рассказывает о реалиях все тех же пэйви, живущих на природе, но в то же время - на всякий случай - не так далеко от благ цивилизации. В данной работе речь идет о семейном конфликте и поиске идентичности, в то время как, например, посещение "цыганами" местного паба, в отличие от реальности, не представляет никаких проблем. Их быт характеризуется все тем же разведением лошадей, охотой на диких зверей, а также - знаменитыми боями, к участию в которых сын главного героя, Фрэнки, как раз и не приспособлен, что вызывает дикий гнев со стороны отца, так как он болезненно расценивает ситуацию как удар по собственной репутации в общине.
На том же самом пристрастии к бойцовским искусствам зиждется и линия с участием Микки (Брэда Питта) из "Большого куша" (Snatch) Гая Ричи. И Микки удивительным образом одолевает Джорджа, несмотря на, казалось бы, менее выгодные физические характеристики благодаря тому, что сызмальства упражнялся в драках не на страх, а на совесть.
Не обойдены пэйви и в других, менее известных работах - таких, как американский сериал "Богатые" (The Ri¢hes), британская продукция Channel 4 "Лучшая свадьба в таборе" (Big Fat Gypsy Weddings) криминальная драма "Славный парень Эдди" (Trojan Eddie), полудокументальная лента с говорящим названием Pavee Lackeen: The Traveller Girl ("pavee lackeen" на языке шелта означает "девушка-пэйви") и другие.
Но и это не все. В Шотландии также имеются свои путешественники, использующие в общении между собой креольский язык, получивший название кант (термин, происходящий от шотландского гэльского или ирландского слова "caint" - "речь", "разговор"). Этот пиджин, в отличие от шелта, имеет германские корни, хотя процент лексических заимствований из шотландского гэльского может достигать 20%. Однако шотландские путешественники имели гораздо больше контактов с привычными европейцам цыганами рома, из-за чего до 50% лексики могут составлять слова цыганского происхождения.
Это, собственно, и объясняет некоторые из особенностей семьи Шелби из замечательных "Острых козырьков" (Peaky Blinders) Стивена Найта. С одной стороны, большая часть семейства худо-бедно интегрирована в британское общество и ничем очевидным (кроме репутации и семейного уклада, что замечательно показано на примере собраний и свадьбы одного из братьев) не отличается. А с другой - представители других преступных сообществ, формировавшихся по национальному признаку, причисляют их к "цыганам", да и сами Шелби имеют дальнюю родню, проживающую в вагончиках и выручающую из сложных ситуаций, когда Томми, Артуру и прочим необходимо замести следы.
Еще одну группу "белых цыган", но уже на континенте, представляют ениши, рассеянные преимущественно по обширной территории долины Рейна (Германия, Франция, Австрия, Швейцария), а также в Бельгии, о которых также снято немало фильмов (преимущественно документальных). Но это уже совсем другая история.
rg.ru
Ирландские цыгане. Табор не уходит никуда
Цыган без дороги — как птица без крыльев. В Ирландии цыган называют путешественниками, но они забыли пыль дорог.
Некогда кочевой народ растерял даже колёса от своих вагончиков, а о романтике кочевой жизни приходится только мечтать.
Я побывал в посёлке ирландских цыган и узнал, почему они никуда не уходят.
1 Цыган в Ирландии нужно ещё найти. Поселения, безусловно, нелегальны, кочуют с места на место, чтобы власти и соседи не тревожили. Единственное постоянное, что имеют цыгане это кладбище, и я начал поиски именно оттуда.
2 Путешественников хоронят на общих кладбищах, но могилы их видны издалека.
3 Грузовики и фургоны из мрамора! Надо же догадаться сделать такое! У этой машины было даже мраморное зеркало, но кто-то оторвал на память..
4 Традиция хоронить человека с нажитым добром уходит корнями в древние века. У цыган нечто подобное ещё живо, но вместо реальных вещей используют мраморные копии. У машин гравируют даже номерные знаки!
5 Мраморный баян как бы намекает, чем занимался покойный при жизни.
6 По местной традиции, каждый родственник должен оставить “посмертную валентинку”. Если “обычные” ирландцы делают открытки из бумаги или папье-маше, цыгане денег не жалеют и отливают в мраморе.
7 Перекинувшись парой слов с другим посетителями кладбища, мы узнали ряд мест, где могут быть городки путешественников. Говорили даже о свадьбе, которую играют сегодня. это было бы невероятной удачей, побывать на цыганской свадьбе. Но свадьбы не нашли -- праздники тоже скрывают от посторонних.
8 Цыганский городок я представлял, как нагромождение домиков на колёсах. Оказалось, абсолютно обычные дома, хоть одноэтажные и крохотные. Да и цыгане в Ирландии не похожи на чернявых ромов…
9 Но по образу жизни они — истинные цыгане. Непримиримые кочевники, страстно набожные люди, и разводят пёсиков. Такой маленький, а уже на цепи.
10 Квартирки путешественников немало похожи на советские малосемейки : и странно-аляповатым интерьером с вычурными обоями, и искусственными цветами на окнах, и продавленными диванами, и даже холодильником в гостиной.
11 Я свалился на голову этим людям, и не понимал, о чём с ними говорить. Так-то, когда я приезжаю делать репортаж, герой чем-то занимается, увлекается…здесь же я оказался в квартире с людьми, которых даже спросить было не о чем. “Ну, как живётся?” Нет, это звучит, скажем, как знаменитое “Как поплавали?”. Поэтому, я начал с рассказа о себе.
12 Дескать, я тоже путешественник, странствую по миру, ищу интересные истории и рассказываю их в своём блоге. Цыгане оживились:— Да ты больше цыган, парень, чем мы. Сами-то давно не путешествуем. Власти не дают. Нам нельзя размещать фургоны на лужайках, нельзя странствовать — за это значительные штрафы и даже тюрьма. И вообще говоря, путешественников в Ирландии всеми способами дискриминируют. Не дают арендовать отели, где ирландцы традиционно справляют свадьбы, и даже не пускают в пабы : бармены угрожают, стоит показать нос на пороге. А государство отказываться цыган защищать, считая изгоями общества и бездельниками. — Так что, даже никуда не сходишь. Вот и сидим день-деньской дома — подытожил цыган.
13 Вышел на улицу, чтобы заглянуть в пару других домиков. Весть о чужестранце уже распространилась по округе, и навстречу мне ринулась толпа! Цыганские дети сбежались, чтобы поглазеть на человека с фотоаппаратом.
14 Наши интересы совпадали: я хотел фотографировать, они — фотографироваться. Так что, сперва мне это показалось прекрасной идеей, на ловца и зверь жеит!
15 Но дети окружили меня плотным кольцом, устроили шумовую завесу, начали реветь и перебивать друг друга, требуя сделать фотографию. Каждому хотелось сфоткаться на свой лад: в одиночку, с другом, но без той беззубой девчонки. Спустя несколько минут мне удалось угомонить детвору. Я пообещал сфотографировать каждого, если другие не станут мешаться. Пересчитал детей, сказал каждому порядковый номер, и приступил к фотосессии.
16 Дети — отличные фотомодели. Они сами придумывают образ, в котором хотят быть на фотографии. И не нужно говорить, как встать, куда смотреть…лучше тебя знают!
17 Мальчики изображают Силу. Насмотревшись телевизора, они копируют кумиров с бойцовских рингов.
18 “Мужчина обязан быть суровым, мужики не улыбаются!” — такая установка живёт в них с самого детства, только кто запихивает им это в головы?
19 Раздумывая, что написать в этом абзаце, я обнаружил на фотографии аутентичную наковальню, совсем как в старых фильмах. Найдёте её?
20 У девочек решительно обратная история. Если пацаны должны быть суровы, девушки — прекрасны. И всякая мечтает быть принцессой.
21 Отсюда и тонны косметики. Интересно, это свойственно лишь цыганским детям в отдельно взятом городке Ирландии, или в России, к примеру, девочки в этом возрасте уже тоже мажутся?
22 Девочки есть девочки, мальчики есть мальчики, в любой стране и в любом обществе.
23 Но когда дети сбиваются в стаи, они меняют модель поведения. Как только девица заметила, что пацаны за ней пристально наблюдают, она сразу сбросила улыбку, встала в боевую стойку, чтобы не показывать слабину сильному полу.
24 Мода у цыганских девочек жуткая, так нельзя одеваться! И я даже не о вещах, которые им не подходят.
25 Если уже в десять (или сколько им) лет девочки носят короткие шорты и высокие сапоги, красят губы помадой, что же будет дальше? И какая судьба ждёт подрастающее поколение?
26 Путешественники живут вне ирландского общества, как бы параллельно ему. Цыган стараются не замечать, а тем только и на руку, чтобы не замечали.
27 В типичном людей “цыган” звучит как ругательство, ничего доброго от таких людей не ждут, заведомо обвиняя в воровстве и попрошайничестве.
28 Я давно наблюдаю за цыганскими общинами. Снимал их в ряде стран, и везде видел приблизительно одну картину: они представляют собой альтернативную модель развития общества. Это как если людей из Средневековья переодеть и поселить на окраине большого города.
29 Ещё полвека назад они были нужны — путешествовали от села к селу и занимались мелким ремонтом в хозяйстве, продавали лошадей и самодельную посуду. Сегодня, во времена машин, супермаркетов и сантехников, путешественники оказались вне времени. Так и живут, неприкаянные.
macos.livejournal.com
Цыгане да не цыгане: чем живут современные кочевники
Вы знаете про цыган хотя бы из фильма «Большой куш»: они кочуют, непонятно говорят и живут в трейлерных поселках, полных псов и грязных детей. Эти странноватые голодранцы явно связаны с криминалом и, кажется, не заинтересованы ни в чем, кроме пьянства и подпольных боев. Именно по поводу этих ребят Томми и говорит Турецкому свою знаменитую фразу о том, как он ненавидит цыган (чем выражает мнение значительной части британцев). Вот только это никакие не цыгане, а вполне себе европейские по происхождению кочевники — пави, они же «ирландские путешественники».
Цыгане — весьма известная народность: они живут чуть ли не во всех странах, их довольно много, и вы наверняка сталкивались с ними в своей жизни, да и само их название стало почти абсолютным синонимом вечного бродяги. Но кроме этих выходцев из Индостана, в Европе известны еще несколько народов, которые живут во многом схожим образом и из-за этого часто бывают названы «цыганами». Вообще, это неверно, потому что этнически они — типичные европейцы. Те же пави, к примеру, — кельты по происхождению и появились в Европе раньше, хотя известно о них гораздо меньше. Другая история связана с целой группой ньюэйджевых бродяг, типа Housetruckers, выбравших кочевой образ жизни в эпоху хиппи и с тех пор так и не осевших на одном месте.
Пави: ирландские путешественники
«Ирландскими путешественниками» или пави, а часто и просто «ирландскими цыганами» в Британии называют очень своеобразный кочевой народ. Происхождение этих бродяг до конца не ясно: выглядят они как типичные ирландцы, а их жизнь и обычаи больше похожи на цыганские. Пави известны еще со Средних веков: уже тогда они слонялись своими таборами по Британским островам и жили за счет нехитрых ремесел вроде починки скарба или перепродажи ветхих вещей. Не гнушались и воровством и попрошайничеством, особенно обожая уводить коней, конечно же.
У этого народа есть своя культура, необычные для этих мест нравы и собственный отдельный язык, в основе которого лежит причудливая смесь ирландского, шотландского и английского. Раньше бытовало мнение, что пави — это действительно цыгане, которые долгое время жили в Ирландии, но так сильно перемешались с местными, что стали неотличимы от них. Была даже версия о том, что они — потомки викингов, которые так сильно полюбили скитаться по миру, что уже не смогли остановиться даже на суше. Генетический анализ показывает, что ирландские путешественники все же в большей мере кельты, то есть происходят из этих мест. Что заставило их внезапно сняться с земли и начать кочевую жизнь — неизвестно.
- Knuckle — полудокументалка о подпольных боях в среде пави.
Сейчас почти все пави начали вести оседлый образ жизни, но некоторая часть продолжает скитаться и заниматься тем же, чем их деды, в том числе, подпольными боями. Вот эту особенность как раз обыграл Гай Ричи в «Большом куше». Ирландские путешественники не просто любят размять кулаки на ринге — это их национальный спорт. Многие кланы пави дерутся друг с другом так давно, что это буквально длится на протяжении поколений. Есть очень забавный полудокументальный фильм Knuckle, в котором как раз показана подноготная таких боев. Снимался он двенадцать лет и рассказывает о трех кланах — Джойсы, Невинсы и Квиннсы, — которые нещадно бьют друг другу рожи уже, наверное, лет сто пятьдесят.
Шотландские путешественники
«Шотландские путешественники» — еще более мутные товарищи, чем пави. Если с теми разобраться оказалось не так трудно, то у этих все совершенно запутанно. По всей вероятности, история вышла такая: либо они-то как раз и есть потомки цыган, смешавшихся с шотландцами, либо, такие же пави, но уже местного разлива. Только в отличие от ирландских собратьев, они-то уже точно испытали сильное цыганское влияние. Скорее всего, когда шотландские кочевники встретились с «настоящими» цыганами, то пошли с ними на контакт и начали обоюдно взаимодействовать. Они активно заключали браки и обменивались опытом с похожим по духу народом. Шотландские путешественники говорят на совершенно атомной смеси кельтских диалектов, цыганского и английского языков. Понять их часто не могут даже собратья из другого клана.
- Считается, что песня Raggle Taggle Gypsy создана «шотландскими путешественниками». По крайней мере, они считают ее своей народной.
Кстати, «настоящие» британские цыгане, которые носят название «романичал», тоже испытали сильное влияние англичан и кельтов, так что во многом стали совершенно отдельной ветвью среди своего народа. Многие и вовсе стали оседлыми и даже внесли вклад в британскую культуру. К примеру, Роберт Плант, вокалист Led Zeppelin, — как раз романичал по матери.
Ениши
Ениши — тоже кочевой народ, но уже с материка, из Германии и тоже совершенно европейского происхождения. Сами себя они называют «белыми цыганами» и являются потомками немецких маргинальных групп, которые пустились в вечное странствие где-то веке в XVIII. Даже при своем бродячем образе жизни, собственном наречии и устоявшихся обычаях, ениши все же менее напоминают цыган, чем остальные подобные кочевники.
Больше всего они похожи на американских хобо, которые были скорее отдельным классом в обществе. Так же как и хобо, ениши промышляли ремеслами и батрачеством, путешествуя семьями и даже целыми таборами по просторам Германии, Австрии и Швейцарии. Соответственно, при их меньшей тяге к воровству и попрошайничеству и большем трудолюбии, енишей воспринимали более спокойно. Однако это не помешало нацистам подвергнуть их геноциду наравне с евреями и цыганами, хотя этнически они были такими же немцами.
Ньюэйджевые бродяги
В 1970-х, когда революция хиппи была в разгаре, а их идеи на гребне популярности, многие восприняли их весьма серьезно. В странах первого мира начали появляться проповедники кочевого образа жизни, и целые толпы народа бросали цивилизованную жизнь, с головой ныряя в радикальный дауншифтинг, доходивший до бомжевания.
Многие контркультурные персонажи в те времена жили в сквотах, но ньюэйджевые бродяги пошли до конца и практикуют это на протяжении всей жизни, при этом кочуя и не желая пересекаться с миром городов. Возможно, не стоит называть их «народом» в полном смысле этого слова, но они активно стремятся к обособленности, создают свой язык и культуру. Мы можем наблюдать за настоящим социальным экспериментом. Сколько времени нужно людям, чтобы оторваться от корней и стать чем-то вроде новой нации? Оказалось, не так уж и много: желание быть непохожими на остальных сделало их вполне отдельной группой всего за полтора-два поколения.
Housetruckers
Самая интересная и узнаваемая часть ньюэйджевых бродяг — это housetruckers, то есть те, кто живут в фургонах и переделанных школьных автобусах. Эти фургоны — и есть их дома, транспорт, главное имущество и центр Вселенной. Большинство из них выглядит нарядно, вычурно и даже выпендрежно: если у тебя нет ничего важного, кроме одной-единственной вещи, то можно вложить в нее действительно много сил и фантазии. По какой-то причине явление больше всего популярно в Австралии и Новой Зеландии.
Никогда не задумывались о том, почему многих из нас так интригуют и даже завораживают все эти цыгане, пави, ениши, бродячие охотники и степные народы? Большую часть своего существования человечество кочевало, слонялось по планете и знать не знало ни о каком доме или родине. Мы все — потомки бродяг, а наша жизнь в городах и на одном месте — это настолько незначительная часть нашей природы, что до сих пор непонятно, как все миллиарды людей не начали новое Великое переселение народов. Человек по своему происхождению — это кочевой примат, вот почему мы иногда непроизвольно завидуем диковатым голодранцам, у которых нет ни гроша за душой; да им и не надо — лишь бы своровать коня побыстрее, найти шляпу понаряднее и умчать подальше.
disgustingmen.com
Почему на английском цыган называют Gipsy Сами себя цыгане называют Roma, Romanies (язык
Почему на английском цыган называют Gipsy
Сами себя цыгане называют Roma, Romanies (язык - Романский)
Дело в том, что во времена британского колониализма когда по улицам индийских городов ходили викторианские английские джентльмены, такие же джентльмены бродили и по всей Британии, но им и в голову прийти не могло, что смуглые кочевники, которые занимались плетением корзин, танцами, развлекали зевак пением, могли быть родом из Индии. Смуглый народ гораздо ближе в Египте.
А мозг человека как устроен? Так, что он старается классифицировать увиденное по уже имеющимся в мозгу шаблончикам, если только оно совсем уж из них не выбивается. Какой шаблончик имеется в мозгу у викторианского джентльмена на кочующего смуглого человечка с корзинами или тяпками наперевес? Правильно, "Gypsies" (от Египтяне) . А там разбирайся какой народности кочующие люди. Так и повелось, что называют по английски "джипсиз" не только и не столько цыган, сколько представителей ряда бродячих каст.
А сейчас приезжие туристы в ту же Индию и видят кого-то смуглого-пляшущего-кочующего и узнавая от гида, что это "джипсиз", радостно щёлкают и вывешивает в тырнете с соответствующей надписью. Для европейца-то "джипсиз" - это "цыгане" и не знает он об истории этого слова в "индийском английском". Больше всего, как я поняла, достаётся со сменой национальности народности "банджара" - индийскому кочевому племени танцовщиков, которое, возможно, является предком цыган.
• по-немецки Zigeuner, Rom(a)• по-французски Bohémiene, («богемцы» , «чехи» ) -ne, Gitans (искажённое испанское Gitanos), Tsigane (заимствование от греческого - τσιγγάνοι, тсинганос) ,• по-итальянски zingaro -i, zigano• по-испански gitano(также от Egiptanos — «египтяне») , cíngaro, bohemio • по-голландски — Zigeuners,• по-венгерски — Cigany или Pharao nerek («фараоново племя») ,• по-фински — mustalaiset («чёрные» , буквальный перевод самоназвания финских цыган «каале») ,• по-турецки — Çingerie, Çingane; • на иврите — Tso’anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; • по-болгарски и по-украински — Цигани.• на востоке и в Средней Азии они бродят до сих пор под персидским своим прозванием лури, только искажённым на новый лад – люли. (думаю, это относится и к Афганистану, хотя… )
Банджары (также банджара, ламбара) — цыганообразная группа в Индии, распространённая в Раджастхане, Мадхья-Прадеше, Махараштре, Карнатаке и некоторых других штатах Индии, а так же на островах Индонезии. Примерно половина банджаров говорит на языке ламбади, одном из раджастханских диалектов хиндустани, остальные говорят на языках, доминирующих в штатах, где они проживают. Часто ошибочно называемы «индийскими цыганами», ввиду традиционно кочевого образа жизни.
Больше по теме >>>
euroru.net
притворившиеся цыганами - Алексей Царев
Ирландские путешественники и немецкие кочевники
"Что я знаю о цыганах? Им нельзя доверять!"Турок/Turkish - фильм Большой куш/Snatch Гая РичиНемногие знают - и Турецкий в том числе, что "цыгане", с которыми он имеет дело, на самом деле - не цыгане, а совсем другой народ.
Шельта, странники, пэйви...
Это так называемые "ирландские цыгане" или, вернее, ирландские путешественники (англ. Irish Travellers, ирл. Lucht siúlta), их самоназвание пэйви (Pavee).Живут "скитальцы" в Ирландии (23 тыс.), Великобритании (15 тыс.) и - теперь уже - в США (7 тыс.).От цыган (которые рома) они отличаются происхождением (по одной из версий они произошли от другого кочевого валлийского племени - тариш) и языком.Пэйви говорят на языке шелта или кэнт, относящемся к кельтским языкам и родственном, скажем, ирландскому (а еще они пользуются тем своеобразным английским, про который так скептически отзывается Турок в фильме).Цыганский язык (романи чиб) или, можно сказать, цыганские языки, на которых говорят рома, относятся к совершенно другой ветви индоевропейских языков - индоарийской.
"Но тогда при чем здесь цыгане?"Д-р Ватсон/Dr.Watson - рассказПестрая лента А.Конана Дойла
При том, что шельта ведут такой же кочевой образ жизни, что и "настоящие" цыгане, почему их постоянно путают и английские писатели, и их русские переводчики.
Считается, что у сэра Артура Конана Дойла в "Пестрой ленте" тоже выведены не цыгане, а "трэвеллэз", но на чем основано это предположение, определить не смог, потому как сам автор называет их попросту цыганами (gipsies), правда - "блуждающими" (wandering gipsies)*.---* цитируется по параллельному переводу---
Впрочем, для англичан разница небольшая - те кочуют, и эти, у этих язык (индоарийский) непонятный, и у тех (кельтский) тоже...
Настоящих же цыган (британских кале и валлийских цыган) в Великобритании существенно меньше, около 1 тыс. человек.
Так что если в роду у Чаплина и были цыгане (это про вчерашнее), то скорее - таки не рома, а пэйви... gipsylilya, извини :)
"Белые цыгане"
Еще одни "примазавшиеся" к цыганам живут на континенте - в основном в бассейне Рейна.Это опять же "кочующие" (нем. Jenische), ениши.Их около около 25-35 тыс. человек в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции и Бельгии.Считается, что ениши появились в начале XVIII века как потомки немецкоязычных бродяг, хотя некоторые предполагают, что ениши могут происходить от онемеченного кельтоязычного населения. Говорят они на особом енишском жаргоне, близком швейцарскому немецкому.
В большинстве мест проживания их принимают за "обычных" цыган, и в Швейцарии (единственной стране, где ениши признаны национальным меньшинством*) рассматриваются властями как одна из групп цыган.---* Стоит отметить, что Швейцария, в отличие от России, является участником Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств - Россия подписала Хартию в 2001 году, но до сих пор не ратифицировала.---
***
altsarev.livejournal.com
Свадьбы английских цыган | Блогер Smit на сайте SPLETNIK.RU 18 января 2014
Опубликовано пользователем сайта
Вокруг света Smit 18 января 2014, 16:23На канале TLC идёт многосерийный документальный фильм "Моя большая цыганская свадьба". Главные герои - английские цыгане. Я смотрела несколько выпусков и, честно говоря, осталась под огромным впечатлением. Внешне они совсем не похожи на наших, не носят длинных юбок, а наоборот, предпочитают мини покороче, цвета поярче, огромные каблуки, адский макияж, ногти и, конечно же, стразики и блестки.
Свадьба -это огромное событие в их жизни, к ней начинаются готовиться чуть ли не с пеленок, продумывают все до мельчайших деталей, особенно платье. Платье должно быть огромным и запоминающимся (как и все остальное) , я думаю, что у них своеобразное соревнование на самое большое свадебное платье. Подружки невесты тоже должны выглядеть соответствующее: платье, прическа, макияж, все должно быть очень вычурным. Ну а гости, точнее гостьи идут во все тяжкие, что бы привлечь внимание потенциального жениха, потому что свадьба это чуть ли не единственное место, где можно познакомиться с будущим мужем, поэтому девушки не стесняются показать "товар лицом". Все дело в том, что незамужняя девушка не может пойти куда бы то ни было одна, никаких тусовок, а после замужества не может никуда ходить с незамужними подружками.
На голове тиары. Всех удалось перещеголять девушке по имени Сэм - на ее светло розовом платье двигали крылышками механические бабочки, а вечером гостей ожидал сюрприз - в платье были встроены фонарики и “елочка зажглась.” Дизайнер платья Телма ( очень умная женщина, специализирующайся на платьях для сообщества) стояла наготове с огнетушителем. К счастью, он не понадобился.
Свадебный торт
Обновлено 18/01/14 16:39:
Небольшое видео
Оставьте свой голос:www.spletnik.ru